Оркестранту посвящается

16.11.2014

Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер
(Б. Окуджава)

Во все века были, есть и будут музыканты, имя которых не звучит «на устах у всех». Не имевшие по разным причинам сольной карьеры и не снискавшие шумной славой, они до конца жизни могут оставаться известными лишь небольшому кругу лиц — друзей, коллег, учеников. А между тем, именно они зачастую задают ту высокую планку в искусстве, на которую ориентируются лучшие его представители данной конкретной эпохи. Педагоги, концертмейстеры, артисты хора, оркестровые музыканты — среди них всегда есть те, кто силой мысли и творческого вдохновения поднимают себя и других над обыденностью «текущей музыкальной деятельности» в совсем иные сферы.

За исключением «Слепого скрипача» в опере «Моцарт и Сальери», роль которого была введена в спектакль по его инициативе, Виктор Седов, на первый взгляд, мало «выделялся» из струнной группы Большого театра, в который пришел в 1971 г., сразу после окончания Московской консерватории по классу скрипки у Виктора Пикайзена. Между тем, насколько интенсивной и многообразной была его более чем сорокалетняя творческая жизнь! Игра в камерных ансамблях разных составов, для которых он сам делал многочисленные аранжировки; поиск и исполнение неизвестных и забытых сочинений композиторов ХХ века; организация концертов детей артистов Большого театра (в которых он проявил себя и как дирижер). А также сочинение музыки, педагогика (в Академическом музыкальном колледже при консерватории и Московском государственном институте музыки им. А. Шнитке)... Пожалуй, трудно найти в Большом театре человека, не знавшего Виктора Седова, ни разу не бывшего участником или свидетелем его увлекательных бесед. Как и теперь почти невозможно представить себе, что уже больше года его нет с нами.


Виктор Седов.

У него в руках всегда была новая партитура или книга. Своими идеями и мыслями он мог увлечь любого, будь это музыкант оркестра, концертмейстер, дирижер или певец. А круг его интересов был необычайно широк: вопросы методики исполнительского искусства (скрипичного, фортепианного, оркестрового) и творчество Рихарда Вагнера, теория «интонационности» академика Бориса Асафьева и первое исторически полное собрание сочинений И.С. Баха (полный комплект которого он обнаружил в нотной библиотеке Большого театра); музыка композиторов, погибших в Великую отечественную войну и вопросы «аутентизма» в современном исполнительстве. В нем всегда ощущался истинный служитель Искусству в поистине «романтическом» понимании: его отличала полная отдача себя, забвение обо всем будничном, «насущном», повседневном. Таким он остался и в последние минуты своей жизни...

В концерте примет участие сын покойного музыканта, победитель Международного конкурса И. Менухина Павел Седов. Выпускник Московской консерватории по классу профессора В. Третьякова, П. Седов, наследуя музыкальным и научным интересам своего отца, сочетает интенсивную концертную деятельность с педагогикой и исследованиями в области скрипичного исполнительства.

В его исполнении прозвучит концерт № 2 для скрипки с оркестром Мариуо Кастельнуово-Тедеско (1895-1968) — итальянского композитора позднеромантического направления, большую часть жизни прожившего в США и воспитавшего там солидную композиторскую школу (среди его учеников — Дж. Вильямс, А. Превен, Г. Манчини, Дж. Гольдсмит и многие другие). Тесные творческие узы связывали Кастельнуово-Тедеско с одним из крупнейших скрипачей ХХ века Яшей Хейфецом, первым исполнителей многих его произведений. По заказу Хейфеца был и написан Второй скрипичный концерт композитора (исполнен им в Нью-Йорке в 1933 г. под управлением Артуро Тосканини), носящий программное название «Пророки». Цикл по традиции состоит из трех частей, каждая из которых посвящена ветхозаветному пророку: драматическая первая (Grave e meditative) — Исайе, вторая в характере скорбного плача (Espressivo e dolente) — Иеремии, бурный финал (Fiero e impetuoson) — пророку Илие.

Павел Седов стал первым российским скрипачом, исполнившим это произведение (впервые он сыграл его в 2001 г. в Казани, под управлением Фуата Мансурова), до сих пор практически неизвестное отечественной публике.

Откроет концерт увертюра к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» — монументальное симфоническое произведение, отмеченное сложным полифоническим развитием; подлинные напевы мейстерзингеров (немецких поэтов-певцов XV-XVI веков) сливаются в ней с вдохновенными романтическими мелодиями. Музыкальное наследие Вагнера было в круге самых непосредственных интересов Виктора Седова, защитившего диссертацию в Московской консерватории на тему интонационной природы тетралогии «Кольцо нибелунга».

В заключение концерта прозвучит Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича — одно из самых трагических произведений советской музыки. Сочинив симфонию в 1943 г. (первое исполнение состоялось в ноябре 1943 г. под управлением Евгения Мравинского, которому и посвящена симфония), композитор максимально заостряет в ней главную тему своего музыкального творчества — конфликт между Человеком и враждебными ему бездушными, агрессивными силами. В отличие от более известной «Ленинградской» (Седьмой) симфонии, автор избегает в Восьмой конкретики и яркой плакатности, доводя антагонизм Мира и Войны да общечеловеческих масштабов. Центром симфонии становятся три средних части — зловещий гротескный Марш (Allegretto), агрессивная Токатта (Allegro non troppo), крайние разделы которой обрамляют «кавалерийский марш смерти» в середине, и скорбная, медленная Пассакалия (Largo), переходящая в исполненный светлой грусти финал (Allegretto).

За пульт оркестра Большого театра встанет приглашенный дирижер, представитель другой выдающейся музыкальной династии, главный дирижер Симфонического оркестра Западногерманского радио (Кельн) Михаил Юровский