Оркестранту посвящается16.11.2014
Счастлив тот, чей путь недолог, Виктор Седов. У него в руках всегда была новая партитура или книга. Своими идеями и мыслями он мог увлечь любого, будь это музыкант оркестра, концертмейстер, дирижер или певец. А круг его интересов был необычайно широк: вопросы методики исполнительского искусства (скрипичного, фортепианного, оркестрового) и творчество Рихарда Вагнера, теория «интонационности» академика Бориса Асафьева и первое исторически полное собрание сочинений И.С. Баха (полный комплект которого он обнаружил в нотной библиотеке Большого театра); музыка композиторов, погибших в Великую отечественную войну и вопросы «аутентизма» в современном исполнительстве. В нем всегда ощущался истинный служитель Искусству в поистине «романтическом» понимании: его отличала полная отдача себя, забвение обо всем будничном, «насущном», повседневном. Таким он остался и в последние минуты своей жизни... В концерте примет участие сын покойного музыканта, победитель Международного конкурса И. Менухина Павел Седов. Выпускник Московской консерватории по классу профессора В. Третьякова, П. Седов, наследуя музыкальным и научным интересам своего отца, сочетает интенсивную концертную деятельность с педагогикой и исследованиями в области скрипичного исполнительства. В его исполнении прозвучит концерт № 2 для скрипки с оркестром Мариуо Кастельнуово-Тедеско Павел Седов стал первым российским скрипачом, исполнившим это произведение (впервые он сыграл его в 2001 г. в Казани, под управлением Фуата Мансурова), до сих пор практически неизвестное отечественной публике. Откроет концерт увертюра к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» — монументальное симфоническое произведение, отмеченное сложным полифоническим развитием; подлинные напевы мейстерзингеров (немецких поэтов-певцов В заключение концерта прозвучит Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича — одно из самых трагических произведений советской музыки. Сочинив симфонию в 1943 г. (первое исполнение состоялось в ноябре 1943 г. под управлением Евгения Мравинского, которому и посвящена симфония), композитор максимально заостряет в ней главную тему своего музыкального творчества — конфликт между Человеком и враждебными ему бездушными, агрессивными силами. В отличие от более известной «Ленинградской» (Седьмой) симфонии, автор избегает в Восьмой конкретики и яркой плакатности, доводя антагонизм Мира и Войны да общечеловеческих масштабов. Центром симфонии становятся три средних части — зловещий гротескный Марш (Allegretto), агрессивная Токатта (Allegro non troppo), крайние разделы которой обрамляют «кавалерийский марш смерти» в середине, и скорбная, медленная Пассакалия (Largo), переходящая в исполненный светлой грусти финал (Allegretto). За пульт оркестра Большого театра встанет приглашенный дирижер, представитель другой выдающейся музыкальной династии, главный дирижер Симфонического оркестра Западногерманского радио (Кельн) Михаил Юровский Распечатать
|