Евгений Нестеренко за свою многолетнюю карьеру исполнил и записал невероятное количество музыки. Ему доверяли быть первым интерпретатором своих сочинений Шостакович и Свиридов.
Но главным делом его жизни всегда оставалась опера. Некогда Николай Бенуа назвал его «певцом-художником». И на сцене Большого, которой отдал тридцать лет, он создал великолепную «портретную» галерею. Это Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского, заглавные партии в «Руслане и Людмиле» и «Иване Сусанине» М. Глинки, Князь Игорь и Хан Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Кутузов («Война и мир» С. Прокофьева), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди), Герцог («Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока). После оглушительного успеха на гастролях Большого его ожидала блестящая международная карьера. Он пел в крупнейших оперных театрах мира — Метрополитен-опере, миланском Ла Скала (где выступал постоянно, а в 1978 г. открывал юбилейный двухсотый сезон), Королевской опере Ковент-Гарден, Венской государственной опере, Баварской государственной опере, театре Колон в Буэнос-Айресе и многих других. Эти выступления расширили оперный репертуар певца до более чем пятидесяти партий!
«Нестеренко обладает всеми данными русского баса, каким был Марк Рейзен, и итальянского бассо-лирико..., каким был Чезаре Сьепи. ... Он — один из величайших оперных певцов нашего времени».
Из зарубежной прессы.
«Нестеренко — законный наследник знаменитых русских басов: Шаляпина, Михайлова, Григория и Александра Пироговых — преемник их славы. ... С огромным талантом, данным ему от природы, с отзывчивой душой подлинного художника Нестеренко соединяет пытливый и жаждущий ум, никогда не удовлетворяющийся только успехом, а всегда ищущий путь к художественному совершенству».
Георгий Свиридов.
«У меня к вам одна просьба, — беспокоился о своем друге и коллеге Святослав Рихтер, — бережно относиться к вашему голосу. <…> Его ведь следует хранить в золотом сейфе».