Большой балет приглашен выступить на закрытии Первого международного фестиваля «Дягилев. Постскриптум», который начался сегодня в Санкт-Петербурге и продлится до 19 октября.
Фестиваль обещает стать событием. Инициированный Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, Эрмитажем и Александринским театром, он собрал и других не менее замечательных и представительных партнеров, в числе которых, например, Санкт-Петербургская государственная филармония, Русский музей, Академия балета имени Вагановой.
В сущности, фестиваль призван напомнить о том, что антрепренерство, дерзкое и грамотное, и культуртрегерство, увенчавшееся огромным спросом на русское искусство во всем мире, так же выросло из фрака Дягилева, как в свое время великая русская литература из «Шинели» Гоголя. Дягилев проложил дорогу — а затем и другие «подписались» под его начинаниями.
Великий импресарио славился широтой своих интересов — и это в полной мере учтено организаторами. В программе фестиваля выставки и концерты, вокал и балет, гала «просто» и гала-ужин, на который дам просят пожаловать в вечерних туалетах, а их кавалеров — в смокингах. Но недаром столетие дягилевских Русских сезонов широко празднуется по всему миру именно в 2009 г. Сто лет назад мир пал к ногам русских танцовщиков, и началась всемирная слава русского балета. Новый петербургский фестиваль (предполагается, что это будет биеннале), заявляющий о себе почти в самом конце года, претендует стать весьма значительным постскриптумом ко всем этим торжествам.
Основной его акцент — как раз на балете. Начало положила эффектная гастроль Гамбургского балета Джона Ноймайера, влюбленного в дягилевскую историю, вдоль и поперек изучившего Русские сезоны и всю гастрольную петербургскую афишу составившего исключительно из «дягилевских» названий. Крупнейшие музеи мира предоставляют картины, посвященные танцу, — к примеру, «Выход русских балетов» Ф. Леже прибудет из нью-йоркского Музея современного искусства, «Репетиция балета на сцене» Э. Дега — из парижского Орсе. И завершит фестиваль гала-концерт звезд мирового балета на сцене Александринского театра.
В первом отделении этого гала-концерта и приглашены выступить артисты балетной труппы Большого театра. И коль скоро в репертуаре Большого есть балет под названием «Русские сезоны», следовало ожидать, что именно его захотят включить в программу этого фестиваля. Пусть «Сезоны», написанные известным петербургским композитором Леонидом Десятниковым, ставшим недавно музыкальным руководителем Большого театра, подразумевают те сезоны, что иначе называют еще временами годами. Пусть и Ратманский думал о них, а не о знаменитых некогда театральных Русских сезонах.
Все же это название провоцирует выстраивать ассоциативные цепочки, возводя «Сезоны» Ратманского в ранг постскриптума к тем историческим Сезонам. Помимо всех несомненных художественных достоинств, этот спектакль обладает еще и двумя, бесценными с точки зрения гастрольных запросов, — компактностью и отсутствием декораций. И, как хорошее фестивальное кино, уже начал свою особую фестивальную жизнь. Нынешней весной Большой балет показывал этот спектакль на пермском фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Видимо, впереди у этого «постскриптума» будут и другие фестивали, уже не связанные впрямую с самим «письмом».
Через день после закрытия дягилевского фестиваля Большой балет выступит на сцене Михайловского театра (21 октября) — ему предстоит принять участие в благотворительном проекте в поддержку хореографических школ России. Будет показан одноактный балет «Класс-концерт», «экзамен» по которому примет Михаил Мессерер, возобновлявший в Большом этот балет своего дяди, а ныне являющийся главным балетмейстером Михайловского театра.
Александринский театр, 19 октября
«Русские сезоны»
Пара в желтом
Екатерина Крысанова
Андрей Меркурьев
Пара в красном
Наталья Осипова
Денис Савин
Пара в зеленом
Юлия Гребенщикова
Павел Дмитриченко
Пара в синем
Анна Окунева
Владислав Лантратов
Пара в фиолетовом
Чинара Ализаде
Игорь Цвирко
Пара в бордовом
Анна Никулина
Алексей Матрахов