К столетнему юбилею Галины Улановой

14.01.2010

К столетнему юбилею Галины Улановой Большой театр обновил свою «Шопениану», один из самых знаменательных балетов в жизни легендарной балерины, ставший и ее выпускным, и ее прощальным спектаклем.

«Шопениана» в новом свете будет показана в рамках гала-концерта «Мона Лиза русского балета» — кульминационного события трехдневного фестиваля, посвященного памяти Улановой.

В новом свете, благодаря этому событию, предстает в Большом театре и Николай Цискаридзе: он стал тем самым человеком, что заставил «Шопениану» обрести ясные краски, утраченные было за долгую «прокатную» историю на сцене Большого.

Николай Цискаридзе:

— С удовольствием откликнулся на предложение взяться за эту работу. Я получил «Шопениану» из очень хороших рук, точнее из нескольких пар рук, как бы передавших мне ее по цепочке. Когда я был еще студентом, ее со мной репетировал Леонид Тимофеевич Жданов. А он изучал этот спектакль под руководством Леонида Лавровского, который не только ставил его в Большом — в 1946 году, но и в 20-е годы танцевал в нем на сцене бывшего-нынешнего Мариинского театра, то есть может считаться непосредственным преемником автора — Михаила Фокина. Когда я стал танцевать этот балет в Большом, к этим замечательным людям «присоединилась» и Галина Сергеевна Уланова. Ей, разумеется, тоже было, что сказать в связи с этим балетом. Самое первое ее замечание, которое я услышал, тоже из области студенческих воспоминаний. Посмотрев «Шопениану» на училищном концерте, она спросила, почему люди так переживают во время исполнения. «Не надо страдать, это очень светлый и радостный балет».

Это светлый балет — вот о чем мне хотелось напомнить и нашим артистам, и нашим зрителям. В любом балете очень важны нюансы, но «Шопениана» — балет полутонов — без них просто немыслима. На гала-концерте в честь Галины Сергеевны мы возвращаемся в этом балете к тому облику танцовщиц, который был при Фокине: это относится и к прическам, и к цвету пачек, который должен быть — и будет — розоватым. Что касается исполнительской манеры, я наложил вето на двойные туры, просил избегать всяческих страданий и нажимов. Поскольку это все не Фокин. Его «Шопениана» — «романтические грезы», мечта... Три педагога-репетирора принимали участие в этой работе — Татьяна Николаевна Голикова, Елена Буканова, Николай Борисович Фадеечев. Очень доволен и горд, что потребовалось всего четыре репетиции, чтобы приблизиться к этой мечте.