Рихард Вагнер (1813-1883)
Увертюра к опере «Запрет любви» (1834 г.)
Людвиг ван Бетховен (18-1827)
Дв романса для скрипки с оркестром,
соч. 40, 50
Рихард Штраус (1864-1949)
«Домашняя симфония»
фа мажор, соч. 53
Bewegt-Scherzo-Adagio-Finale
«Запрет любви» («Das Liebesverbot») — вторая опера Рихарда Вагнера, написанная в 1834 г. на собственное либретто по комедии Шекспира «Мера за меру» (этот же популярный сюжет был разработан Пушкиным в поэме «Анджело», послужившей, в свою очередь, основой для одноименной оперы Ц. Кюи), и первая, увидевшая свет рампы (предыдущая опера «Феи» не была поставлена при жизни композитора). Премьера в 1836 г. в театре Магдебурга, где Вагнер состоял «музикдиректором», впрочем, была почти провальной — первое представление прошло при полупустом зале, второе пришлось отменить...
Настоящий интерес среди исполнителей и публики эта опера обрела относительно недавно — во второй половине ХХ в. Не достигший уровня последующих шедевров, «Запрет любви» необычен тем, что демонстрирует нам совсем «другого» Вагнера. Будущий реформатор и поборник синтеза искусств, борец за немецкую национальную школу и непримиримый противник «итальянщины» здесь сознательно ориентируется... на франко-итальянскую комическую оперу! Именно об этом пишет он в опубликованной в том же 1834 г. статье: «Мы слишком „возвышенны“ и слишком учены, чтобы создавать живые человеческие образы... Ох, уж эта наша проклятая ученость — источник всех немецких зол!»
В праздничную атмосферу карнавального веселья (действие происходит на Сицилии в эпоху Возрождения) погружает нас автор с первых тактов увертюры. Не являясь в узком смысле слова «программной», она, подобно оперным увертюрам Вебера, обобщенно раскрывает суть сюжета: череда конфликтов, драматических столкновений и недоразумений приводит влюбленных героев к счастливому концу.
«Домашняя симфония» («Symphonia domestica») была закончена в 1903 г. и ознаменовала конец «симфонического» периода творчества Р. Штрауса. Став во главе Королевской оперы в Берлине, он целиком посвящает себя музыкально-сценическому жанру. Премьера состоялась в следующем году в Нью-Йорке в рамках американского турне Штрауса (дирижировал сам автор).
Несмотря на то, что обозначено как симфония, произведение это представляет характерный для Штрауса тип одночастной симфонической поэмы (с разделами, типичными для симфонического цикла). Она продолжает линию своего рода «симфонизированной автобиографии», начатой в предыдущей поэме «Жизнь Героя». Однако в «Домашней» композитор нисходит с высот музыкального Олимпа и погружается в уютный мир домашнего очага. Посвященная «моей дорогой жене и нашему мальчику», она изображает «один день в кругу семьи» с самыми удивительными и любопытными подробностями.
В свое время это казалось дерзким вызовом вкусу и здравому смыслу. «Кухня, жилые комнаты и спальни здесь открыты для всеобщего обозрения», — писал Р. Роллан (хотя сто лет спустя, в век «реалити-шоу», такой программой уже никого не удивишь!). «Не понимаю, — отвечал композитор, — почему бы мне не написать симфонии о самом себе. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр».
Интимность, лирическая непосредственность этой музыки сочетается с характерной для Р. Штрауса симфонической монументальностью и увеличенным оркестровым составом («Навряд ли можно у себя дома так сильно шуметь», — шутливо заметил отец композитора).
Программа симфонии такова:
Появление и развитие трех основных тем: Муж, Жена, Ребенок;
1. Scherzo. Игры ребенка. Радость родителей. Колыбельная (часы бьют семь вечера);
2. Adagio. Ночная любовная сцена. Сны и заботы (часы бьют семь утра);
3. Finale. Пробуждение. Ссора родителей (двойная фуга). Примирение и веселый финал.
Борис Мукосей