«Псковитянка» на «исторической» родине

22.07.2010

Большой театр показал оперу «Псковитянка» в самом сердце ее «родного» города — в Псковском Кремле. Представление состоялось в дни празднования Дня города и 66-летней годовщины его освобождения от фашистских оккупантов.

Предыдущая постановка, осуществленная Большим театром в естественных декорациях, также была посвящена городу Пскову. В 2002 г. отмечалось 1100 лет со дня его основания — и в честь этого события Большой сыграл «Бориса Годунова» в Пушкиногорье у стен Святогорского монастыря. Спектакль произвел неизгладимое впечатление на местных жителей, имел широкий общественный резонанс и занял одну из первых позиций в рейтинге транслировавшего его телеканала «Культура».

Но на сей раз была представлена опера, связанная с Псковом самим своим сюжетом, причем, как раз в знаменательную годовщину тех событий, отголоски которых в ней и «слышатся». 500 лет назад Псковские земли вошли в состав Московского государства — и это событие практически завершило централизацию русских земель. Откликаясь на него, старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей в своих посланиях сформулировал идею Москвы как третьего Рима, ставшую, по сути, первой национальной идеей.

Действие оперы разворачивается в Пскове, в том числе и на вечевой площади Кремля, где вершились важнейшие события в жизни Псковской республики. Сложный, болезненный, полный драматизма исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы. Для того чтобы сыграть спектакль на территории Кремля, были специально изготовлены декорации, органично вписывающиеся в уникальную архитектуру исторического памятника, и сооружены трибуны почти на четыре тысячи зрителей.
По своему техническому оснащению постановка не имеет аналогов в отечественной практике; для ее осуществления были задействованы сложнейшие технологии, включая самое современное световое и звуковое оборудование.

Первая — и во многом новаторская — опера из богатейшего оперного наследия Римского-Корсакова не принадлежит к числу самых репертуарных. Однако она любима меломанами и, что называется, имеет свою судьбу. Всего две оперные постановки (целиком) сумел включить в программу своих Русских сезонов за границей Сергей Павлович Дягилев, и одна из них была «Псковитянка». В партии Ивана Грозного, как годом раньше в «Борисе Годунове», выступил Шаляпин и вновь снискал бешеный успех у парижской публики. Эта царская роль встала в ряд с самыми знаменитыми его созданиями. «Псковитянка» была одной из любимейших опер Евгения Светланова и стала его первой самостоятельной работой в Большом театре. На протяжении всей своей жизни он мечтал к ней вернуться и в 1999 г. наконец осуществил еще одну ее постановку в Большом — последнюю свою постановку. С тех пор в Большом эта опера не ставилась.

Музыкальный руководитель и дирижер — Александр Поляничко
Режиссер-постановщик — Юрий Лаптев
Художник-постановщик — Вячеслав Ефимов
Художник по подбору костюмов — Елена Зайцева
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Художник по свету — Дамир Исмагилов

Иван Грозный — Алексей Тановицкий
Князь Токмаков — Вячеслав Почапский
Ольга — Екатерина Щербаченко
Михаил Туча — Роман Муравицкий
Боярин Матута — Максим Пастер
Боярыня Степанида Матута — Александра Кадурина
Бомелий — Николай Казанский
Князь Вяземский — Валерий Гильманов
Юшка Велебин — Павел Черных
Власьевна — Татьяна Ерастова
Перфильевна — Елена Новак

В спектакле приняли участие оркестр, хор и мимический ансамбль Большого театра, а также Тульский городской молодежный клуб исторической реконструкции и фехтования.

Генеральный продюсер — Давид Смелянский

Краткое содержание


Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове. Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого. Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута. Нет более Туче житья во Пскове, он хочет покинуть родные места. Ольга просит его остаться, авось удастся ей умолить отца справить их свадьбу. А вот и Токмаков — он ведет беседу с Матутой, поверяет ему семейную тайну. Спрятавшись в кустах, Ольга узнает из этой беседы, что она дочь свояченицы Токмакова, которая была замужем за боярином Шелогой. Девушка в смятении. Вдали возникает зарево костров, раздаются удары колокола: псковичей сзывают на вече. Ольга предчувствует горе: «Ах, не к добру звонят, то мое хоронят счастье!»

На торговую площадь стекаются толпы псковичей. Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков. Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова. Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Почему так бьется сердце Ольги в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Ольга подносит царю мед.

Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла. Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь!»
Густым лесом вечером отправилась Ольга с девушками в Печерский монастырь. Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей. Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет Михаил покориться Грозному. Ольга с Михаилом хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.

Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею». Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Но что за шум раздается в ставке? Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. В гневе царь приказывает перестрелять вольницу, а дерзкого юношу привести к нему. Однако Туче удается избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сраженная чьей-то пулей. Ольга мертва. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери.