«Дон Кихот», Королевская опера, Лондон
Пара Большого достигает новых высот
Лондонский сезон Большого балета поднялся на сумасшедшую высоту. «Дон Кихот» — из числа балетов — веселых, суматошных комедий, он переполнен подмигивающими глазами, чрезвычайно ритмичными мелодиями и виртуозными па. Иван Васильев и Наталья Осипова неистово пронеслись сквозь все это, продемонстрировав невероятный шарм и потрясающую технику. Когда дело дошло до вызовов на поклоны, публика стояла и вопила от восторга.
Васильев и Осипова стали сенсацией этих гастролей. Когда три года назад они впервые танцевали в Лондоне «Дон Кихот», уже было очевидно, что это звезды. Но с тех пор они еще и выросли в настоящих артистов. У Васильева появилась актерская глубина, героика, которой теперь отмечен его парящий прыжок. Творческий диапазон Осиповой простирается от кокетливой Сванильды до ее пугающей Жизели, призрака с отчетливой аурой смерти вокруг себя. И в то же время они оба могут снова вернуться к веселью «Дон Кихота», такому же неистребимому, как и всегда.
Большой лучше всех в мире исполняет Дон Кихот«. Трюки в этом балете могут выглядеть дешевыми, но только не в том случае, когда их исполняют так здорово и с таким хорошим чувством юмора. Цыгане и тореадоры рассекают воздух своими юбками и плащами с потрясающей страстностью. Исполнительницы испанского танца изгибают свои спины, пока головы не встретятся с каблуками.
Алексей Лопаревич представляет собой худющего, томящегося Дон Кихота. С большим рвением суетится в роли Санчо Пансо Александр Петухов. Оркестр под управлением Павла Клиничева на огромной скорости исполняет громыхающую партитуру Минкуса.
К тому же, есть еще Васильев и Осипова. Вопль удивления пронесся по театру после того, как он прыгнул в первый раз. Прыжок высокий, с подтянутыми ногами и стопами, но беззаботность, с которой он его исполняет, — вот что делает его таким удивительным. Бывают вещи и почище, если представляется возможность их продемонстрировать. Когда он поднимает Осипову над головой, оркестр делает паузу, чтобы подчеркнуть момент. Все еще держа ее, Васильев вытягивает свою вторую руку, а затем небрежно поднимает для равновесия ногу. Координация движений у него хороша до смешного.
От летящих прыжков Осипова переходит к «остроумно» ловкой, подвижной работе стоп. Когда она несется по сцене, кажется, что ее быстро мелькающие стопы и руки похищают свои движения у воздуха. В сцене сна из деревенской девчонки она превращается в элегантную балерину, непоколебимо уверенную и сильную. Она вновь была шаловлива в гран па, однажды сохранив опасное равновесие с видом застенчивой скромницы.
Она и Васильев подхлестывают друг друга. Задорный флирт их героев проявляется в потрясающих технических эффектах. Стремительные вращения и парящие прыжки стали изумительным выражением индивидуальности. Ничего удивительного, что мы стояли и орали во весь голос.
Зое Андерсон
«Индепендент», 11.08.2010
*****
«Дон Кихот», Королевская опера, Лондон
Это напоминало фейерверк, и фейерверк из самых лучших: великолепное исполнение Ивана Васильева, чей танец ракетами взрывался над нашими головами, и звездные вспышки виртуозного мастерства Натальи Осиповой, блеснувшей в легендарных танцевальных и игровых пассажах. Конечно же, это был «Дон Кихот» Большого, и в пятницу вечером он просто захлестывал сцену: феерические сцены с участием Осиповой и Васильева потрясали, отрицая силу земного притяжения, пределы физических возможностей и, откровенно говоря, даже способность поверить во все это.
Я помню несколько представлений этой старой доброй комедии, установивших планку поразительного мастерства и вызвавших глубокие вздохи восхищения. С 1963 г. мы храним в памяти образ Майи Плисецкой-Китри. Увидев Екатерину Максимову и Владимира Васильева — в расцвете их молодости и мастерства, мы поняли, что блистательный танец, видимо, достиг своего предела. И вот, годы спустя, явилась новая пара: в партиях Китри и Базиля Большой показал нам Осипову и Васильева. Они взяли в плен наши сердца и — почти — заставили забыть прежние феномены. На этот раз «Дон Кихот» стал последним «предложением» в сезоне Большого. И выступление Осиповой и Васильева заставило поверить в чудо, в технику, которая превосходит все предыдущие «нормы» воздушной виртуозности.
Постановка в редакции Алексея Фадеечева очаровательна: прелестные декорации, роскошные костюмы на испанский манер, игра одержимых тореадоров, цыган и уличных танцовщиков. Нисколько не сомневаюсь, она прошла бы и на Хайгейтском кладбище, при условии, что в ней были бы заняты Осипова и Васильев и воспламенили бы небеса своим великим талантом.
То, что Осипова танцует высоко над сценой, мы уже воспринимаем как некую чудесную норму. Но то, что она играет свою роль с подкупающей искренностью, танцует, демонстрируя свежесть способов и результатов, так что большинство ее удивительных достижений выглядят как проявления непринужденной грации, есть уже ключ к ее лучезарному образу. То же можно отнести и на счет Васильева. Его виртуозная техника — это взрыв в воздухе, осыпающий вас такими огненными искрами, какие могут быть только проявлением безупречного, яркого мастерства.
Сезон Большого был великолепен. Огромное спасибо его артистам, а также Виктору и Лилиан Хокхаузерам, которые сделали возможным, чтобы этот сезон состоялся.
Клемент Крисп
«Файнэншл таймс», 9.08.2010
*****
Большой балет, «Дон Кихот», Ковент-Гарден
Большой балет исполнил балет «Дон Кихот» с поразительным блеском
О, быть молодыми, влюбленными и ощущать, что весь мир — у ваших ног! В последнюю пятницу лондонского сезона Большого балета Наталья Осипова и Иван Васильев танцевали партии озорных влюбленных Китри и Базиля, одновременно и параллельно чеканя свои мгновенные движения.
Эта пара (24 и 21 год соответственно) — пара как на сцене, так и вне ее, — вероятно, сейчас находится на пике своих технических возможностей и способна станцевать все что угодно. И они танцуют, провоцируя друг друга на все более мощные демонстрации скорости, силы и невесомой воздушности.
Его первый прыжок был фантастическим: он повис в воздухе, а затем неистово изогнулся и очень аккуратно приземлился. И продолжал в том же духе, сочетая поразительную высоту, яростную энергию и изящество на протяжении всего спектакля. Она была столь же изумительна, «выбрасывая» свои фуэте так часто, что вы переставали их видеть, и сохраняя равновесие с восхитительной безмятежностью.
Но что было поистине великолепно, так это тот блеск, с которым они заканчивали свои удивительные трюки. В какой-то момент он на одной руке поднял ее над своей головой и вдруг поднял еще и свою ногу — лишь только затем, чтобы показать, что он может и это.
Вместе они представляют собой что-то вроде вариации на старинную тему Астера и Роджерс. Осипова показывает ему класс: она воплощение классического совершенства, парит и рвется ввысь, как некая экзотическая птица. А Васильев одаряет ее теплотой, возвращая на землю и — в ту историю, что они разыгрывают. В коронном свадебном па де де он так нежно целует ее в щеку, что это становится настоящим объяснением в любви.
Крепкая, яркая постановка Алексея Фадеечева обеспечивает хорошей оправой их «пиротехнику», делая почти связным провисающий сюжет «Дон Кихота», — и смотрится с большим удовольствием. Все танцуют просто прекрасно. Я, в частности, обожаю сексуальных цыган — великолепный экзотический вызов, брошенный Петипа , получивший такую яркую жизнь.
Но, в целом, это спектакль Осиповой и Васильева. Когда они пронеслись в жете сквозь занавес, чтобы от души насладиться аплодисментами, вы осознали, что это был один из тех вечеров, который никто, побывавший там, уже не забудет никогда, — и достойное завершение сезона, в котором они доминировали над всеми. Исключительно.
Сара Кромптон
«Дейли телеграф», 9.08.2010
Перевод Натальи Шадриной