Симфонический оркестр и хор Большого театра России
Хормейстер — Валерий БОРИСОВ
Дирижер — Бенжамен ПЬОННЬЕ
Энгельберт ХУМПЕРДИНК (1854-1921)
Увертюра к опере «Гензель и Гретель» (1891 г.)
Рихард ШТРАУС (1864-1949)
Песни для голоса с оркестром:
«Muttertandelei» (G.A. Burger), ор.43 № 2 (1899 г.)
«Befreit» (R.F.L. Dehmel), op.39 № 4 (1898 г.)
«Das Rosenband» (F.G. Klopstock), op.35 № 1 (1897 г.)
«Mein Auge» (R.F.L. Dehmel), op.37 № 4 (1898 г.)
«Cacilie» (H. Hart), op.27 № 2 (1894 г.)
Первое отделение концерта целиком отдано поздней немецкой романтике.
Опера «Гензель и Гретель» — самое популярное сочинение Энгельберта Хумпердинка — увидело свет рампы в 1893 г. (за дирижерским пультом стоял сам Рихард Штраус!). Сказка братьев Гримм о детях нищего дровосека, которые попадают в плен к лесной колдунье, превращающей их в пряники, засверкала под рукой композитора яркими красками рождественской феерии. Опера имела триумфальный успех в Германии и за ее пределами, в том числе и в России, где ставилась под разными названиями («Пряничный домик», «Ваня и Маша») и к большому удовольствию русской публики. К сожалению, после революции она оказалась несправедливо забытой отечественными театрами.
Увертюра построена на темах оперы и в сжатом виде передает ее сюжет. Однако в европейских странах она нередко звучит как концертное произведение. «Это своего рода симфонический пролог, — писал композитор либреттисту оперы Герману Ветте, — который я мог бы назвать «Жизнь ребенка».
Пять песен для голоса с оркестром Рихарда Штрауса на стихи самых разных поэтов (от раннего романтика Фридриха Клопштока до символиста Рихарда Демеля) написаны в 1894-99 гг. — период наивысшего творческого подъема композитора. (В эти годы из-под его пера выходят самые знаменитые симфонические полотна — «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя» и «Дон Кихот».) Популярнейший в немецкой музыке XIX века жанр Lied предстает «в тумане» далеких тональных блужданий, окутанный вуалью изысканной гармонии, и в то же время не порывает с традицией шубертовских песен с их наивной простотой.
Солистка — шведская певица Камилла Тиллинг (сопрано). В течение десяти лет она выступает на самых знаменитых оперных сценах мира (Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Баварская государственная опера) и оперных фестивалях — в Экс-ан-Провансе (Франция), Глайндборне (Великобритания) и Дроттинхольме (Швеция); участвует в концертах Берлинской филармонии, Зальцбургского фестиваля, оркестра Би-би-си в Лондоне. Репертуар Тиллинг включает музыку барокко, Моцарта, итальянское бельканто, французскую лирическую оперу и многочисленные сочинения композиторов ХХ века.
Морис РАВЕЛЬ (1875-1937)
«Дитя и волшебство»
Музыкальная фантазия в двух картинах по поэме Г. Колетт (соч. 1925 г.)
«Дитя и волшебство» («L’enfant et les sortileges») — вторая опера Равеля, созданная «в окружении» таких шедевров, как хореографическая поэма «Вальс», «Болеро», рапсодия «Цыганка» и оркестровый вариант «Картинок с выставки» Мусоргского.
Сюжетом послужила стихотворная сказка «Балет для моей дочки» писательницы Габриель Колетт, ставшей и автором либретто. Объединив различные мотивы сказок Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм и М. Метерлинка, она наделила действие приметами современной ей жизни. С капризным расшалившимся ребенком происходит чудо превращения. Когда окружающие его предметы вдруг обретают дар речи и получают возможность высказать все, что они «думают», само дитя тоже начинает задумываться о своих поступках, а заодно испытывать новое для него чувство сострадания.
Равель отдался этому сюжету с небывалым увлечением; он надолго отошел от привычной жизненной суеты, с головой погрузившись в свою «музыкальную фантазию». «Я уже давно не вижусь ни с кем, кроме моих лягушек, негров, пастушков и тому подобных тварей», — пишет композитор своему постоянному адресату. И неудивительно: в его душе всегда было что-то детское. По отзывам его ближайшего друга Рене Шалю, Равель был чуток и внимателен к детям, сам на всю жизнь сохранил интерес к заводным игрушкам, которых часто дарил своим взрослым друзьям, и даже в годы Первой мировой войны, будучи в армии, мастерил бумажных петушков для детей своей квартирной хозяйки.
В эпоху урбанизации, «веры в прогресс», затронувших и музыкальное искусство, Равель сохраняет свойственную ему чистоту стиля, ясность письма (впрочем, не обходя стороной современные танцы и джазовые ритмы) и остается верен простым идеалам добра и красоты, с которыми каждый знакомится в детстве, впервые соприкасаясь с волшебнымии мудрыми сказками.
Опера была впервые поставлена в 1925 г. в театре Монте-Карло. Позднее она с успехом прозвучала в парижской Опера Комик и в Опера де Пари, где сохранилась в репертуаре на долгие годы.
Краткое содержание
Комната в старинном нормандском доме. Дитя тоскует, сидя за уроком: ему надоел учебник, хочется убежать в сад навстречу летнему солнцу, подразнить кошку, ловить стрекоз и лягушек. Однако за невыученный урок мама наказывает его — он будет пить чай без сладостей и весь день просидит в запертой комнате.
Рассердившись, дитя расшвыривает учебник и тетрадки, скидывает со стола чашку и чайник. Не в силах остановиться, он крушит и ломает все вокруг: разбрасывает угли в камине, разбивает настенные часы, рвет обои... Внезапно все вещи в комнате начинают оживать: старинное кресло чинно танцует с кушеткой, разбитый чайник отплясывает фокстрот, сердитый огонь грозит сжечь злого, непослушного мальчишку. Часы с оторванный маятником бьют без конца, из разорванного задачника выскакивают цифры и затевают бессмысленные считалки. Со стены доносится жалобный голос пастушек на разорванных обоях, которые теперь разлучены с пастушками; плачет Принцесса из сказки — он искалечил книгу, сделав ее бессильной перед злыми чарами, и прекрасный Принц уже не придет ее спасти...
Изумленный и расстроенный, полный жалости к испорченным вещам, ребенок бежит в сад. Наступает вечер, выходит луна, воздух наполняется шелестом листвы, пением птиц, цикад и лягушек, в воздухе кружат стрекозы и летучие мыши. Но и здесь все сердиты на ребенка: белка за то, что он так долго держал ее в клетке, стрекозы за своих подруг, которых он посадил на булавку, деревья за ободранную кору. Звери, птицы, насекомые готовы наброситься на него все разом в желании отомстить — и в давке и суматохе сами ранят белку. У ребенка просыпается жалость, он перевязывает белке лапку и в испуге зовет маму. Это смягчает сердца обитателей сада, они готовы простить обиды и помочь ребенку.
В саду показывается мама; протягивая руки, дитя бежит к ней.
Солисты
Оливия ФЕРМОЙЛЕН (меццо-сопрано)
12 октября — Ульяна АЛЕКСЮК, 13 октября — Аллисон БЕЛЛ (сопрано)
Анна АГЛАТОВА (сопрано)
Вячеслав ПОЧАПСКИЙ (бас)
Ксения ВЯЗНИКОВА (меццо-сопрано)
Евгений ПОЛИКАНИН (баритон)
Леонид ВИЛЕНСКИЙ (тенор)
Александра КАДУРИНА (меццо-сопрано)
Партию ребенка в опере Равеля исполнит молодая певица Оливия Фермойлен родом из Нидерландов. Она училась в Университете искусств Берлина (ее дипломной работой стала труднейшая партия в моноопере «Человеческий голос» Ф. Пуленка). Поступив в молодежную студию берлинской Комише опер, она вот уже два года поет на сцене знаменитого театра, участвует в концертах Берлинской филармонии, выступает на Генделевском фестивале в г. Галле и фестивале старинной музыки в Берлине. Исполнительские интересы Фермойлен лежат в сфере музыки XVII-XVIII веков (эти программы певица с успехом записывала на Баварском Радио, WDR и «Sony/BMG»), немецкой романтической песни и музыки современной.
В остальных партиях этой оперы выступят солисты Большого театра — Анна Аглатова, Леонид Виленский (Бомштейн), Вячеслав Почапский; приглашенные артисты — Аллисон Белл (Великобритания), Ксения Вязникова, Евгений Поликанин; а также участники Молодежной оперной программы Большого — Ульяна Алексюк и Александра Кадурина.
Борис Мукосей