Перед открытием 238-го театрального сезона на Исторической сцене состоялся традиционный сбор труппы.

17.09.2013

Сбор труппы открыл новый генеральный директор Большого театра Владимир Урин, в своем приветственном слове затронувший все те вопросы, на которые хотели бы получить ответы коллектив театра, СМИ или заинтересованная общественность.


М. Касрашвили, В. Синайский, В. Мединский, В. Урин, А. Жуков, С. Филин, Д. Вдовин.
Фото Дамира Юсупова.


Владимир Урин:
— Не нужно лукавить: это был непростой сезон для Большого театра. Однако позволю себе напомнить, что за этот сезон произошло в его творческой жизни. Четыре премьеры показала оперная труппа («Травиата» Дж. Верди, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Сомнамбула» В. Беллини, «Князь Игорь» А. Бородина). Не меньшую активность проявил балет. Состоялась премьера одного из самых значимых балетов Баланчина («Аполлон мусагет»), был поставлен детский балет («Мойдодыр» Е. Подгайца), на Исторической сцене была возобновлена классическая постановка («Баядерка» в редакции Ю. Григоровича). Завершился сезон блистательной премьерой «Онегина», а еще был фестиваль, посвященный юбилею «Весны священной» Игоря Стравинского, в рамках которого Большой показал премьеру балета Матса Эка «Квартира» и свою версию «Весны» в постановке Татьяны Багановой.
Было проведено четыре прямые трансляции балетов в кинотеатры всего мира, а один из них — «Ромео и Джульетта» — был показан и в кинотеатрах России. Что касается оперы, то премьерного «Князя Игоря» транслировал канал «Меццо».
Театр продолжил свои гастрольные выступления в рамках программы «Большой — России». Гастроли оркестра прошли в Изборске, балета — в Екатеринбурге. С огромным успехом выступила балетная труппа в Австралии и Лондоне.
Гастроли в Лондоне прошли замечательно, что отмечено международной прессой. Тон рецензий постепенно менялся от сдержанного до восторженного. Критика пришла к выводу, что такой труппы — такого собрания индивидуальностей — больше в мире нет. Двадцать один спектакль был показан за довольно короткий срок на высочайшем уровне. Я должен сказать вам спасибо за это.
Несколько слов о моем решении возглавить Большой театр. Решение это было принято неожиданно. Я понимаю, какой груз ответственности взвалил на свои плечи. Во всех интервью я подчеркивал, что пришел в Большой не для того, чтобы делать революции, что, конечно, не означает, что не будет никаких корректировок, в том числе кадровых. Но я прекрасно понимаю и то, что нам удастся идти вперед только при условии, что мои решения будут поняты и приняты коллективами театра. Я надеюсь, что мы будем продолжать работать так, чтобы имя Большого театра звучало как Большой театр России.
Было принято решение отказаться от отдела творческого планирования, который возглавлял Михаил Фихтенгольц. Теперь, какие будут идти и ставиться оперные спектакли и кто в них будет петь, станут определять музыкальный руководитель театра Василий Синайский и руководитель оперной труппы Маквала Касрашвили.
Искренне поздравляю вас всех с началом нового театрального сезона. Здоровья, сил, удачи вам. Очень надеюсь, что этот сезон в нашей жизни будет удачным.

Министр культуры РФ Владимир Мединский:
— За прошедший сезон я, наверное, чаще бывал в Большом театре, чем за всю свою жизнь. И не только на спектаклях. Сезон был блестящий в творческом отношении, но непростой. Я мог бы пожелать вам любви зрителей и ваших поклонников, но она у вас уже есть. Желаю удачи — самому главному и лучшему нашему театру.

Владимир Урин:
— Сбор труппы в Большом театре привлек к себе внимания не меньше, чем мог бы вызвать Президент России. Хочу сказать, что мы будем открыты для прессы. А представителям СМИ я пожелал бы получать информацию не из источников, близких к Большому театру, а из самого Большого театра.


Фото Дамира Юсупова.

Музыкальный руководитель — главный дирижер Василий Синайский*:
— Замечательно то, что к моменту сбора труппы мы уже давно погружены в работу. Считаю, что это очень показательно. Со своей стороны хочу добавить, что оперная труппа в прошлом сезоне выступила на гастролях в Израиле. Одиннадцать раз был показан спектакль «Евгений Онегин», и это были абсолютно разные «Онегины». Все коллективы прекрасно работали. И был очень большой успех.

Управляющая творческими коллективами оперной труппы Маквала Касрашвили:
— Очень интересный сезон предстоит оперной труппе. Двухсотлетие со дня рождения Вагнера и Верди будут отмечены масштабными постановками, причем опера Верди «Дон Карлос» давно не шла на нашей сцене.
Хочу представить двух артистов, принятых в нашу труппу. Это Анна Нечаева, успешно выступившая в двух премьерах и осваивающая текущий репертуар театра, и выпускник Молодежной оперной программы (МОП) Олег Цыбулько.

Владимир Урин объявил о новом назначении. В начинающемся сезоне художественный руководитель МОП Дмитрий Вдовин продолжит работу в Большом театре еще в одном качестве — заместителя управляющей творческими коллективами оперы. Г-н генеральный директор обещал всячески способствовать развитию МОП, которая, весьма вероятно, помимо певцов и концертмейстеров, будет также готовить для театра молодых дирижеров и режиссеров.

Дмитрий Вдовин рассказал об успехах выпускников МОП, в частности, отметил победу Кристины Мхитарян на престижном Международном конкурсе Королевы Сони в Осло, и представил новых участников программы, отобранных в результате прослушиваний в шести городах из пятисот претендентов. Это сопрано Ольга Кульчинская (Киев), меццо-сопрано Александра Чухина (Санкт-Петербург) и три тенора Павел Валужин (Беларусь, Санкт-Петербургская консерватория), Богдан Волков (Киев), Арсений Яковлев (Москва, РУТИ-ГИТИС), бас Даниил Чесноков (Московская консерватория) и пианист Сергей Иоров (также Московская консерватория).

Художественный руководитель балетной труппы Сергей Филин:
— Очень рад всех вас видеть. Всем удачи, сил, новых побед. Хочу сказать огромное спасибо балету и всем цехам за блистательную премьеру «Онегина» и гастроли в Лондоне, прошедшие с огромным успехом. Это была самая главная поддержка для меня. Возможно, поэтому я стою сейчас вместе с вами.

Г-н Филин представил новых артистов, принятых в труппу (Эльвина Ибраимова, Екатерина Калашникова, Дарья Ловцова, Никита Капустин, Артур Мкртчян); сообщил, что в следующем сезоне в спектаклях театра будут принимать участие приглашенные звезды — Диана Вишнева, Наталья Осипова и Иван Васильев, и выразил огромную благодарность Галине Степаненко, прекрасно проявившей себя на посту и.о. художественного руководителя Большого балета.


Фото Дамира Юсупова.

— Хочу поздравить вас с завершением такого непростого и вместе с тем такого успешного сезона. Гастроли подтвердили, что Большой театр прекрасный, возможно, лучший театр в мире. Раз в году бывает так, что вы сидите в зале, а мы стараемся доставить вам удовольствие! — сказал председатель Попечительского совета Александр Жуков — и перешел к вручению премий Попечительского совета**, которым традиционно завершается последние годы сбор труппы в Большом театре.

Лауреатами 237-го сезона стали:

«За выдающиеся творческие заслуги в 237-м сезоне»
солисты балета Анастасия Сташкевич, Семен Чудин, Ян Годовский
балетмейстер-репетитор Александр Ветров
солист оперы Эльчин Азизов (за блестящее исполнение заглавной партии в опере «Князь Игорь»)
Елена Балаева, режиссер, ведущий спектакли (за высокопрофессиональную подготовку премьеры оперы «Князь Игорь»)

«За многолетний труд и преданность Большому театру»
Александр Свибильский, заведующий музыкально-инструментальной базой театра (40 лет в театре)
Сусанна Бенцианова, редактор газеты «Большой театр» (57 лет в театре)
Александр Ефимов, начальник производственного отдела художественно-производственного комплекса Большого театра (43 года в театре)

Лучшие артисты симфонического оркестра Большого театра 237-го сезона
Владимир Скляревский, концертмейстер оркестра
Наталья Береславцева, солистка группы флейт

Лучшие артисты хора Большого театра в 237-м сезоне
Марина Минина
Юлия Осипова
Юлия Сукач
Виктор Богатырев

Сотрудники художественно-производственных мастерских (ХПМ) и художественно-постановочной части (ХПЧ)
 — за выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов театра

Марина Ермакова, начальник планово-производственного отдела художественно-костюмерной части
Валентина Ермакова, швея 5-го разряда цеха по изготовлению мягких декораций ХПМ по производству декораций
Вячеслав Богданов, начальник участка видеопроекции цеха сценических эффектов ХПЧ
Роман Смирнов, начальник машинно-декорационного цеха ХПМ Исторической сцены

Лучшие сотрудники балетной труппы 237-го сезона 2012-13
Артемий Беляков, артист балета ("за выдающиеся творческие заслуги в 237-м театральном сезоне)
Ирина Мешкова, режиссер балета («за выдающиеся творческие заслуги в
237-м театральном сезоне)
Екатерина Антонова, музыкальный служитель канцелярии балета («за личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра»)
Елена Котова, музыкальный служитель канцелярии балета («за личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра»)

Лучшие артисты мимического ансамбля 237-го сезона
Алия Гаджиева
Надежда Гредасова
Алина Гусакова
Ксения Лелюшкина
Любовь Миллер
Елена Миронова

«За личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра»
Ирина Воскобойникова, заведующая детским садом № 219 «Иван да Марья» Большого театра
Надежда Гвоздецкая, врач-отоларинголог поликлиники Большого театра


* В. Синайский, М. Касрашвили и С. Филин ознакомили коллективы с планами на следующий сезон.

**Премии, учрежденные Попечительским советом в 2004 г., присуждаются сотрудникам Большого театра в начале каждого сезона за достижения в прошедшем сезоне и преданность театру.
Учреждено 12 премий. Ранее размер одной премии составлял 150 000 рублей. В 2013 г. размер премии вырос до 200 000 руб.
Различные подразделения театра сами выдвигают наиболее достойных кандидатов (зачастую путем анонимного опроса в коллективе). Награждение лауреатов происходит ежегодно на торжественном сборе труппы перед открытием театрального сезона.
В прошлые годы лауреатами премии становились не только выдающиеся артисты и педагоги, но и замечательные костюмеры, гримеры, монтировщики сцены — те люди театра, которых не видят зрители, но без чьего труда занавес не откроется во всех смыслах этого слова.


Аэропорт Шереметьево. Коллеги встречают Сергея Филина, прилетевшего
в Москву после лечения в Германии.