О СПЕКТАКЛЕ
Времена меняются: в последнее десятилетие мир открывает композитора Мечислава Вайнберга. Его высоко ценил Шостакович и, сам подвергаясь гонениям, хлопотал о смягчении участи «младшего» коллеги, попавшего в сталинские застенки. Нельзя сказать, что музыка Вайнберга совсем не звучала в советское время: песенки из мультфильма про Винни Пуха нравились и малышне, и взрослым. А музыка к прогремевшему на весь мир фильму «Летят журавли» (1958 г.) сделала его имя достаточно известным и за рубежом.
Но ведь речь идет об авторе свыше двадцати симфоний, нескольких опер и множества инструментальных сочинений! Исполнительская история Вайнберга сдвинулась с мертвой точки в 2010 г., после того, как в Австрии на знаменитом Брегенцском фестивале состоялась мировая премьера сценической версии оперы «Пассажирка» (концертные исполнения были предприняты незадолго до этого – в 2006-м в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича- Данченко и в том же 2010-м, только на полгода раньше, – в Новосибирском оперном).
С тех пор интерес к Вайнбергу растет в геометрической прогрессии, его музыка звучит на концертных эстрадах в России и за рубежом, и здесь, и там ставятся его оперы. В Москве сейчас можно услышать (и увидеть!) две. Одну из них – у нас, в Большом театре.
«Музыка Вайнберга выражает сам дух романа», — первое, что отметил Евгений Арье, приступая к постановке оперы «Идиот» по одноименному сочинению Федора Михайловича Достоевского. И дает точный «ключ» к сценическому прочтению: надо ставить, как в кино. Иначе как добиться «прописанных» в партитуре мгновенных смен картин или сосуществования двух параллельных сцен в одном сценическом пространстве.
Г-н Арье, руководитель известного израильского театра «Гешер», дважды ставил спектакли по этому роману в драме, но оперная «история» показалась ему особенно интересной. Спектакль вышел захватывающий и яркий. Молодые исполнители (а в основном занята молодежь) оказалась очень податливым материалом в руках маститого режиссера: схватывала буквально на лету. Все рецензенты отметили, что в этой постановке очень удачны не только вокальные, но и чисто актерские работы.
«Кажется, что все здесь – игра, немного морок, немного розыгрыш, немного триллер, но артисты ведут спекталь с таким исcтуплением и вокальным накалом, что визуальная «гладь» спектакля взрывается. <…> Конечно, это партитура Вайнберга <…> и, безусловно, впечатляющие работы солистов – Богдана Волкова (князя Мышкина, которому приходится всю роль выстраивать только вокально), Петра Мигунова (брутального супер-героя Рогожина, яростно преследующего предмет своей страсти), Юлии Мазуровой (обворожительной Аглаи, оказавшейся злой девочкой, проигравшей в схватке с Настасьей Филипповной), Екатерины Морозовой (Настасьи Филипповны, несущей в себе разрушение и дисгармонию, криминальный финал странной истории) и других. Когда в финале прижавшиеся друг к другу Мышкин и Рогожин взирают на экран с портретом зарезанной Настасьи Филипповны, покойница показывает им язык, словно Дама Пик из пушкинской колоды» («Российская газета», 15.02.2017).
Эти и другие, не менее прекрасные артисты заняты и в майской серии показов – 27 и 29-го.