«Воццек» стал одним из самых важных «программных» спектаклей Большого театра последних лет. Спектакль принес своим создателям целых три «Золотых маски» и стал лауреатом престижной премии музыкальных критиков «Casta Diva».
Премьера «Воццека» в Большом театре (напомним, что эта опера не ставилась в России с 1927 г., а в Москве звучала лишь однажды — в исполнении Гамбургской оперы) вызвала поистине международный резонанс: на премьеру в Москву съехались музыкальные критики из Европы и Америки. В 2010 г. нашего «Воццека» услышала вся Европа — его транслировали одиннадцать крупнейших радиостанций, а вскоре французский ТВ-канал «Меццо» осуществил прямую трансляцию спектакля. Теперь же знаковый спектакль Большого театра стал доступен самому широкому кругу зрителей.
Без Воццека ничего бы не было
Дмитрий Черняков, один из самых молодых талантливых российских оперных режиссеров (его блестящие постановки можно увидеть и в Германии), вместе с дирижером-постановщиком Теодором Курентзисом использовали все возможные средства, чтобы вызвать «стоячую» овацию в честь произведения, которое на протяжении более чем восьмидесяти лет существовало в России в качестве некоего мифа, запретного источника вдохновения. И благодаря особому пониманию «Воццека» им это удалось.
Спектакль не имеет ничего общего с псевдоисторическими экспрессионистскими клише и фальшивым «пафосом бедных людей», которые в богатой истории постановок этой оперы на Западе встречаются довольно часто. ... Воццек — мелкий чиновник, у него есть жена, сын, съемная квартира и телевизор с плоским экраном. Но вопреки, а может быть, как раз благодаря всему этому, существование Воццека ужасающе убого в своей безысходности. Окружающее его общество, объединенное только пьянством и досугом, который оно предпочитает проводить у телевизора, столь жутко и жестоко, что жить в нем почти невыносимо. Легко понять, почему герой сходит с ума.
Но режиссер относится к Воццеку настолько серьезно, что тот предстает не безликой жертвой обстоятельств, которой можно лишь посочувствовать, а поистине трагическим персонажем.
Труппа великолепна. Следует отметить первоклассное исполнение заглавной роли Георгом Ниглем, необыкновенно интенсивно и многогранно (причем, как вокально, так и актерски) воплощающем безумие, которое постепенно сгущается из слегка повышенной нервозности. Марди Байерс очень чувственно играет роль Мари, чутко передавая нюансы партитуры Берга. Максим Пастер в роли Капитана и Петр Мигунов в роли Доктора, представшие перед нами характерными певцами, блестяще справляются со своими сложнейшими партиями и демонстрируют удивительное понимание текста. Оркестр Большого театра под управлением Курентзиса звучит с удивительной ясностью, точностью акцентов и пониманием музыкального языка. Теперь остается только надеяться, что когда-нибудь на гастролях Большого театра «Воццека» можно будет увидеть и в Германии.
Джулия Спинола
«Франкфуртер альгемайне цайтунг», 28.11.2010
Перевод Олега Зиборова
Альбан Берг
«Воццек»
Опера в трех действиях
Дирижер — Теодор Курентзис
Режиссер и сценограф — Дмитрий Черняков
Воццек — Георг Нигль
Мари — Марди Байерс
Тамбурмажор — Роман Муравицкий
Андрес — Роман Шулаков
Капитан — Максим Пастер
Доктор — Петр Мигунов
Маргрет — Ксения Вязникова
Первый подмастерье — Валерий Гильманов
Второй подмастерье — Николай Казанский
Сумасшедший — Леонид Виленский
Оркестр и хор Большого театра
Режиссер Энди Соммер