Новые победы DVD с записью «Воццека»

30.11.2012

DVD, рекомендуемые к просмотру
Опера. «Воццек» Альбана Берга
Воццек несчастен, унижен, осмеян. Запутался во всем вплоть до своего отношения к Мари, которую ему не удается полюбить и которую он убьет сколько из-за вызванного ревностью отчаяния, столько же и вследствие неспособности найти верные слова для выражения своих чувств. Вещь поразительная и жестокая, полная насилия и сострадания, «Воццек» Альбана Берга оставляет зрителя потерянным и «оглушенным». Особенно когда мощное музыкальное и сценическое воплощение возвращает ему беспрестанно обновляемую терпкость.
Эта постановка московского Большого достигает очень высокого уровня благодаря мастерскому исполнению заглавной роли Георгом Ниглем и накаленной страстью интерпретации дирижера Теодора Курентзиса. Жесткий, графичный, однако насыщенный множеством волнующе правдоподобных нюансов, спектакль Дмитрия Чернякова походит как на «драматический» чертеж-эпюр, так и на социальное «барокко». Благодаря замечательному сценическому приему русский режиссер помещает своих героев в как бы размножившуюся повседневность. Воццек и Мари не более чем две бедные души среди множества себе подобных... Сломанные и волнующие.
Эмманюэль Джиулиани
«Круа», ноябрь

Несомненно, если перенести их — «бедных людей» «Воццека» и всех времен — в современность, в путинскую Россию, это никак не будет отступлением от истины. И открыть их в поперечном разрезе какого-нибудь «жилья за умеренную плату» для среднего класса, чтобы стало понятно, что эта ситуация ко всем имеет отношение, — и таким образом и показать настоящую, внутреннюю правду. И потому разыграть удивительный маскарад (Воццек наряжен каторжником, доктор — служащим), тем самым быстро продемонстрировав перевернутую игру смыслов: это именно Воццек представляет собой угрозу для общества и восстает против своих палачей. Сценическое пространство, поразительно созвучное сегодняшнему дню, бросает новый свет на безнадежные полотна Хоппера (известный американский художник — ред.) — сквозь призму нашей современной жизни. Работа с актерами проведена как будто с помощью скальпеля, она такая мощная, что, пожалуй, больше нигде и не увидишь, если только порой в английском кинематографе (Лоуч) или каком-либо «вредном» телесериале. Понятно, что сопереживание здесь утверждается с трудом, и естественным эмоциям персонажей также трудно нас захватить: это взгляд холодный, но убедительный. И персонажи у этих исполнителей ни на кого не похожи. Улыбающаяся (такую видеть не приходилось) Мари в сцене Молитвы, Воццек словно спеленатый скотчем в своей паранойе. При этом — полное равнодушие окружающего мира к больному человеку, погруженному в свое мрачное безумие. Одним словом, потрясение испытываешь от этой новой работы всенепременного Дмитрия Чернякова. И от этого Берга в исполнении русской команды, замечательной своей немецкой достоверностью, выношенной в сердце Теодора Курентзиса, который сознательно отдал первенство заложенному в партитуре лиризму перед аналитической составляющей работы. Контраст этого черного видения работает на него и только раскрепощает. Впечатляюще, потому что так современно.
Пьер Флинуа
Qobus.com
Раздел Choc de Classica
Декабрь 2012

Перевод Натальи Шадриной