Будем возделывать наш сад?29.09.2018
В год столетия со дня рождения Леонарда Бернстайна Большой впервые ставит оперетту «Кандид». Она предстанет в полусценической версии режиссера Алексея Франдетти, на счету которого немало постановок мюзиклов и оперетт. Это его третья работа в нашем театре, и вторая — с маэстро Туганом Сохиевым (в сезоне 2016/17 в полуконцертной версии была представлена опера «Путешествие в Реймс» Дж. Россини).
Николай Казанский (Панглосс), Алексей Франдетти, Алексей Долгов (Кандид).
Юбилей Леонарда Бернстайна, легендарного американского дирижера, композитора и музыканта-революционера отмечается по всему миру с необыкновенным размахом: празднование охватывает два года — с 25 августа 2017 г. по 25 августа 2019-го, шесть континентов и насчитывает более трех тысяч событий! «Кандид» стал одним из фаворитов юбилейного календаря (leonardbernstein.com), и конкурирует разве что со знаменитой «Вестсайдской историей». «Шествие» оперетты по очень и не очень большим сценам напоминает настоящее мировое турне: начало ему было положено в августе 2017 г. постановкой Венгерской государственной оперы, а заключительные спектакли пройдут в январе будущего года на сцене Комической оперы/ Komische Oper в Берлине. За это время «Кандид» побывал и еще побывает в самых разных точках земного шара. Хоть это перечисление и напоминает собой экзамен на знание географии, все же трудно удержаться: Амстердам, Нью-Йорк, Лихтенштейн, Прага, Клуж-Напока (Румыния), Уэллс, Трондхейм (Норвегия), Принстон, Калгари (Канада), Флиссинген (Нидерланды), Оксфорд, Лос-Анджелес, Хельсинки, Брюссель, Бонн, Висбаден, Палм-бич, Аризона, Ганновер, Лондон, Торонто, Аляска, Грац, Веймар, Люцерн (Швейцария), Мальмё (Швеция), Вашингтон, Варшава, Санкт-Петербург, Санта-Фе, Эссен и Дрезден, Канагава (Япония), Тэнглвуд и Бостон, Москва, Сидней, Сеул, Париж, Таллинн, Буэнос-Айрес, Тайвань… А вообще заявлено свыше восьмидесяти постановок, не считая отдельных номеров из оперетты, которые включены в многочисленные концертные программы. В России, помимо Большого театра, «Кандид» «засветился» в Мариинском (концертное исполнение, июнь этого года); кроме того, 26 сентября оперетта прозвучит на сцене московского Концертного зала им. П.И. Чайковского в рамках очередного Большого фестиваля Российского национального оркестра. А даты премьерных спектаклей в Большом (напомним, 29 и 30 сентября) совпадают с первыми представлениями «Кандида» в Сиднейской опере (Австралия)! Артем Гришаев (концертмейстер), Алексей Франдетти.
Музыкальная комедия Бернстайна — гениально «трансформированная» для сцены философская повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Она вышла из печати в 1759 г., без указания имени автора, и представляла собой самую едкую сатиру на весь уклад тогдашней жизни. Так что «Оптимизм» этот моментально попал в «Индекс запрещенных книг», чтение которых грозило отлучением от церкви. Но и спустя двести, и двести пятьдесят лет после ее появления она захватывает и потрясает своей неизбывной актуальностью. Авантюрные приключения Кандида, незаконнорожденного племянника барона Тундер-тен-Тронка начинаются с того момента, когда его вышибают из «родового» замка — «самого счастливого места на земле» — за нежные чувства к дочке барона Кунигунде. После домашних уроков «умнейшего» учителя Панглосса (под этим персонажем Вольтер изобразил Готфрида Лейбница) юный оптимист совершает вынужденный «гран тур» по Старому и Новому Свету, постигая науку реальной жизни. На простодушного героя (чье имя «Кандид» буквально означает «чистосердечный», «искренний») обрушивается шквал несчастий и самых ужасных катастроф, в которых его представления о «лучшем из возможных миров» подвергаются жестоким испытаниям. Вольтер делает его участником Северной войны, свидетелем Лиссабонского землетрясения, жертвой инквизиции (и даже аутодафе!), кораблекрушения и мошенников разного сорта. В Новом свете оказывается пленником дикарей, попадает в парагвайское государство иезуитов, а потом — в мифическую страну Эльдорадо, где становится сказочно богат, но… почти все теряет на обратном пути в Венецию. В конце пути умудренный опытом Кандид и Кунигунда примиряются с судьбой и провозглашают свою новую философию в финале (“Make Our Garden Grow”): «Мы не мудры, ни добродетельны, просто будем делать что должно. Построим дом, нарубим дров и будем возделывать наш сад». Эклектичный и бесконечно разнообразный Бернстайн, вторя Вольтеру, наделяет это комическое действие прекрасной музыкой, легко играя самыми разными жанрами. Его «Кандид» — это одновременно опера, оперетта и бродвейское шоу. Сам композитор говорил так: «Как его называть <…> — пусть решают другие. Может оказаться, что это некая новая форма. Аналогов ему в нашем театре, похоже нет, так что время покажет». Вместе с «Кандидом» мы совершаем восхитительное путешествие и по музыкальным стилям, которые сменяют друг друга с кинематографической скоростью в ритме то венского вальса, то «Венецианского гавота» или латино-американской румбы. Слышим отголоски музыки Стравинского и Шенберга, угадываем «пародии» на оперные шлягеры («Ария с жемчугом» из «Фауста» Гуно), — композитор таким образом отдал дань всему, что его восхищало в западно-европейской музыке, непринужденно подавая «высокий стиль» в легкой манере. Николай Казанский (Панглосс). Фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова.
Первое представление оперетты состоялось в театре Мартина Бека на Бродвее 1 декабря 1956 г. Однако премьера не положила конец творческим исканиям маэстро. Совершенную форму для своего «Кандида» Бернстайн искал более тридцати лет: известно по крайней мере пять версий. Последней он дирижировал в лондонском Барбикан-центре в декабре 1989 г., и специально для этих представлений вместе с Джоном Уэллсом написал новый текст (фирмы Deutsche Grammophon и Video Music Productions сделали видеозапись концерта). А увертюра к оперетте вскоре обрела самостоятельную жизнь и превратилась в настоящий симфонический хит. Нью-Йоркский филармонический оркестр всегда исполняет ее без дирижера — в память о Леонарде Бернстайне, который одиннадцать лет руководил этим коллективом. Распечатать
|