Ряд волшебных изменений...18.10.2017
Большой хочет исполнять великолепную музыку Генделя! «Альцина» приходит на смену «Роделинде», замечательному спектаклю (и это тоже была совместная постановка – с Английской национальной оперой), шедшему на Новой сцене с декабря 2015-го по декабрь 2016 г.
Альчина – Хизер Энгебретсон. Андреа Маркон, дирижер и клавесинист, признанный специалист в музыке барокко, на премьере «Альцины» во Франции руководил Фрайбургским барочным оркестром, а в нынешнем спектакле станет во главе оркестра Большого театра. Дирижер-постановщик – Андреа Маркон. В целом, постановка собрала исполнительскую команду из разных частей света, но в ней принимают участие и наши певцы. Партию сестры-волшебницы, Морганы, исполнит Анна Аглатова, солистка Большого театра. В заглавной партии выступит американская певица Хизер Энгебретсон (лирико-драматическое колоратурное сопрано). Несмотря на юный возраст (ей двадцать семь), она уже много поет в Европе и в прошлом году дебютировала в партии Альцины в Опере Штутгарта (критика была под впечатлением, отметив и актерскую выразительность, и блестящую вокальную технику новой Альцины). Катарина Брадич (меццо-сопрано из Сербии), исполнительница роли Брадаманты, соперницы заглавной героини, пела в спектакле Митчелл в Экс-ан-Провансе и недавно выступила в этой партии в Опере Базеля. Швейцарец Фабио Трумпи исполнял партию Оронта в Цюрихской опере (режиссер Кристоф Лой, дирижер Джованни Антонини, 2014 г.). Дэвид Хансен, австралийский контратенор, очень востребован как раз в генделевском репертуаре. Среди его коронных партий — заглавные в «Ксерксе», «Юлии Цезаре», а также партия Бертарида в «Роделинде». В спектакле Большого театра он дебютирует в партии Руджеро. В партии Мелиссо на сцену Большого возвращается Григорий Шкарупа (Санкт-Петербург). В прошлом артист Молодежной оперной программы Большого (2010-13 гг.), теперь он солист Берлинской государственной оперы. Есть среди исполнителей очень-очень молодой человек, Алексей Кореневский. Ему поручено исполнение весьма сложной партии Оберто (Гендель писал эту партию специально для Уильяма Сэвиджа, подростка-сопраниста и вундеркинда, потому в ней три большие арии, а в версии Митчелл его партия сокращена до двух сольных номеров). Г-н Кореневский — лауреат нескольких вокальных конкурсов, и это второй оперный спектакль, в котором он исполняет сольную партию (первым была «Тоска» Дж. Пуччини в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко). В роли старых волшебниц выступят британская актриса Джейн Торн, исполнявшая Старую Моргану в постановке Экс-ан-Прованса, и актрисы московских драматических театров — Татьяна Владимирова, Светлана Брейкина (Старая Альцина), Наталия Корчагина и Таисия Михолап (Старая Моргана). Сцена из спектакля. Экскурс в историю
В 1730-е гг. маэстро Джордж Фредерик Гендель (так звучит имя композитора на английский манер), пребывая в расцвете таланта, но претерпевая постоянные неудачи из-за происков конкурентов, дабы привлечь внимание лондонской публики к своему оперному предприятию, решает вновь обратиться к феерическим барочным спектаклям. Он пишет подряд одну за другой три волшебные оперы – «Орландо» (1733 г.), «Ариоданта» (1735 г.) и «Альцину» (1735 г.). Две последние задумывались как необычайно зрелищные и роскошные спектакли для первого сезона Генделя в новом (открытом в 1732 г.) и ныне знаменитом на весь мир театре Ковент-Гарден. Сюжеты для своей оперной трилогии Гендель почерпнул из рыцарской поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», отличающейся чрезвычайно богатой и причудливой фабулой (эта поэма входила в круг чтения всякого образованного человека того времени, и сюжет ее все знали наизусть). Создавая «Альцину», Гендель воспользовался анонимным либретто, которое приобрел во время путешествия по Италии в 1729 г. К тому моменту, что Генделю должно было быть известно, оно уже было положено на музыку Риккардо Броски, итальянским композитором и братом знаменитого певца-кастрата Фаринелли; его творение увидело свет рампы в Риме в 1728 г. Моргана – Анна Аглатова, Брадаманта – Катарина Брадич. Опера рассказывает о двух сестрах-волшебницах, Альцине и Моргане, которые завлекают путешественников на прекрасный остров. Насладившись любовью пленников или столкнувшись с непокорностью, они превращают их в животных, камни или растения (подобно Цирцее из «Одиссеи» Гомера, обратившей спутников Одиссея в свиней). Зловещей участи избегает Оронт, начальник стражи и возлюбленный ветреной Морганы, и рыцарь Руджеро, в которого влюблена Альцина. Под властью чар этой восхитительной соблазнительницы Руджеро забывает свою прошлую жизнь. Однако Брадаманта, верная его невеста, не из тех, кто быстро и легко сдается. В поисках жениха она прибывает на остров, переодевшись в платье своего брата Риччардо. Ее сопровождают маг Мелиссо и Оберто, который ищет своего отца (в льва превращеного Альциной). Мнимым Риччардо увлекаются обе волшебницы, а вот Руджеро «его» не узнает. На помощь приходит волшебный перстень, который Мелиссо вручает рыцарю. Надев его, Руджеро освобождается от колдовских чар и видит остров и его обитателей такими, какие они есть на самом деле, и возвращается к своей Брадаманте. Альцина в ярости, но не может ничему помешать, так как сама попадает в ловушку: полюбив всерьез, она теряет свою волшебную силу. Присутствовавшая на репетиции «Альцины» миссис Пендарвес, почитательница и друг Генделя, не скрывала своих восторгов: «Мне кажется, это лучшая из сочиненных им опер… я не могу определенно назвать именно эту прекраснейшей, но она настолько восхитительна, что у меня нет слов. Страде (примадонна Анна Мария Страда дель По, исполнительница заглавной роли – ред.) поручена обворожительная большая речитативная сцена — в ней тысячи красот. Когда г-н Гендель ее играл, он казался мне некромантом, окруженным своими волшебными созданиями». Премьера «Альцины» состоялась 16 апреля 1735 г. и прошла с триумфом. Выдержала восемнадцать представлений, но и ознаменовала собой последний настоящий успех Генделя на оперной сцене. Хотя не обошлось и без скандала. Чтобы придать больше пышности и зрелищной привлекательности, Гендель перенес в «Альцину» сюиту танцев из «Ариоданта» — «Балет приятных и зловещих снов», в котором блистала выдающаяся французская танцовщица Мари Салле. Ее выход в новом образе – Амура (кстати, одобренном Генделем) для чопорной лондонской публики оказался слишком смелым. Костюм был признан непристойным: «поверх трико и нижней юбочки на ней не было ничего, кроме простого одеяния из муслина, собранного в складки, как на греческой статуе». Он вызвал столь сильное негодование, что вчерашняя любимица лондонских театралов вынуждена была покинуть Англию и продолжить карьеру танцовщицы уже на парижской сцене… Брадаманта – Катарина Брадич, Руджеро – Дэвид Хансен, Мелиссо – Григорий Шкарупа. Все фото Дамира Юсупова. Распечатать
|