ЛАНДЕР, РОББИНС, РАТМАНСКИЙ

19.03.2017

Мартовская премьера Большого вводит в репертуар сразу два культовых балета – «Этюды» Харальда Ландера (1948 г.) и «Клетку» Джерома Роббинса (1951 г.). При столь малой разнице в «возрасте» они едва ли не антиподы.

Первый наглядно, последовательно, от простого к сложному, от базовых комбинаций до хитроумных хореографических построений, раскрывает всю красоту классического танца, превращая обычный экзерсис в чистейший образец поэзии. («Сверкающий академический балет – без всяких следов скучного, педантичного, убогого академизма», как сказал ведущий российский балетный критик Вадим Гаевский).

Второй, напротив, разрушает «замок красоты» – пользуясь той же базовой лексикой, однако ломая ее и слагая совсем другие «песни» («Пальцы превращались в клешни, щупальца, антенны» - Джером Роббинс). Балет из жизни насекомых, таких, как богомолы, например, (отличительная черта, напоминаем, – самки убивают самцов после того, как те выполняют свою главную функцию – производителя потомства).

И тот, и другой, разумеется, метафоричны. «Этюды» — метафора трудов и дней, альфы и омеги балетного искусства. «Клетка» – борьбы темных инстинктов и живого чувства, а также некоего от природы заложенного в женщине «неоднозначного» отношения к представителям другого пола. («Клетка» была первой в череде балетов на тему кастрации, что захлестнули балетный мир в 1970-е. То, что женщины инстинктивно ненавидят мужчин, конечно, спорная мысль. Но «Клетка» выжила, потому что затронула более широкий круг тем (межплеменных войн), а также на том простом основании, что жесткое прочтение г-ном Роббинсом «сочного» Концерта для струнного оркестра ре мажор Стравинского было действительно блестящим», как сказала Анна Киссельгоф, ведущий американский балетный критик ).

«Русские сезоны» Алексея Ратманского (2006 г., Нью-Йорк сити балет) тоже обошли уже многие сцены мира. В Большом этот балет был поставлен в 2008 г., снискал похвалы критиков и на несколько лет утвердился в репертуаре. В 2015 г. был возобновлен в дни празднования юбилея автора музыки, Леонида Десятникова, чье 60-летие Большой отмечал широкомасштабным фестивалем.

(«В «Русских сезонах» — с их ощущением народного характера, потаенным юмором и яркими, рельефными ходами — Ратманский преследовал цель изучить свои русские корни», – Джиа Курлас/США; «Национальная природа балета проявляется не во внешнем сходстве с народными плясками — в том, что универсальным, единым для всего балетного мира классическим языком Алексей Ратманский умудряется выявить главные контрасты русского характера: его истовость и смирение, жестокость и сострадание, равную готовность к смерти и буйному веселью», – Татьяна Кузнецова/РФ.

В балетах «Клетка», «Этюды», «Русские сезоны» заняты ведущие артисты Большого балета. Премьерная серия показов пройдет 19, 21, 22, 23 и 24 марта.