Искатели вне времени и пространства

10.12.2020

Владиславс Наставшевс, один из ведущих молодых режиссеров на современной сцене, как латвийской (он родом из Риги), так и российской (Гоголь-центр, Театр наций). Его обращение к опере — естественное продолжение работы в драматическом театре, где Наставшевс часто выступает не только как режиссер и сценограф, но и как автор музыки, а также создает музыкальные перформансы. Над своим первым оперным спектаклем он работает в сотрудничестве с художником по костюмам Елисеем Косцовым. Их предыдущая совместная работа – спектакль «Спасти орхидею» в Гоголь-центре (2019 г.) — номинировался на премию «Золотая маска».

Владиславс Наставшевс:

— Мне показалось, что бьющий через край романтизм и в каком-то смысле сладость, которая присутствует в музыке, лучше всего прозвучат в строгом оформлении. Поэтому мы отказались от ориентальных мотивов и вообще каких-либо визуальных аллюзий и попытались создать некое надбытовое измерение, максимально отвлеченное от конкретного времени и места действия. Это «чистое» пространство идеально для сакральной атмосферы, погружения в медитацию. На сцене – община, которая рассказывает историю (действие оперы разворачивается на фоне религиозных обрядов). Четыре главных героя – это тоже часть общины, часть ее первобытного сознания.

NastavshevsRep-Lpdp.an.jpg
Режиссер-постановщик и сцеонограф – Владиславс Наставшевс. Фото с репетиции Павла Рычкова.


Огромное значение в спектакле приобретает язык жеста. Каждое скупое движение наделяется особым смыслом, поворот головы – это событие. В основе хореографии – синхронный, формальный рисунок, а цвет и свет, их соотношение и взаимодействие задают смены настроения. Через такое вот ограничение, минимализм, близкий к перформативности, мы стремимся к большей свободе высказывания. Наша цель – не иллюстрировать события, а дать возможность зрителю представить эту историю, совершив погружение внутрь себя. Надеюсь, что нам всем предстоит довольно интересное путешествие.

Премьерная серия показов состоится 10—13 декабря. Главные партии исполнят солисты оперной труппы, работающие на Камерной сцене. В партии Надира выступят солист московского театра Новая опера им. Е.В. Колобова и приглашенный солист Большого Ярослав Абаимов (ранее исполнявший эту партию в Райсопере, Нидерланды) и стажер оперной труппы Большого Константин Артемьев. Выпускник Молодежной оперной программы Большого театра, а ныне солист театра Новая опера Константин Сучков поет партию Зурги.

Экскурс в историю

Опера «Искатели жемчуга» стала театральным дебютом Жоржа Бизе. Вернувшись из трехлетней поездки по Италии, талантливый композитор — стипендиат Большой Римской премии мечтает громко заявить о себе парижскому музыкальному миру. Однако премьера, состоявшаяся 30 сентября 1863 г. в Лирическом театре, не оправдывает его ожиданий. «Несомненно, тот путь, которым я стремлюсь идти, усыпан одними шипами без роз», — скажет Бизе и напророчит свою судьбу. Не только первую его оперу примут прохладно, но и все его последующие театральные сочинения, включая «Кармен», которая появится двенадцать лет спустя.

Авторы либретто Эжен Кормон и Мишель Карре усердно снабжали оперные дома популярными сюжетами. История «Лейлы» – жрицы храма, нарушившей обет целомудрия, – продолжала тему «Весталки» Г. Спонтини и «Нормы» В. Беллини. Во время работы сюжет претерпевал изменения. Лейла переехала из Мексики на Цейлон, что совершенно не повлияло на музыкальный колорит оперы, но заставило поменять название на «Искателей жемчуга». Гораздо большее беспокойство доставлял авторам финал: он многократно перекраивался вплоть до премьеры. Бизе работал быстро и вдохновенно. Некоторые созданные в это время арии, дуэт Надира и Зурги станут впоследствии настоящими хитами. Подгоняемый сроком сдачи материала (на сочинение оперы ему отводилось всего четыре месяца!), Бизе активно использовал и фрагменты других своих сочинений. К примеру, Прелюдия взята из оперы «Иван Грозный», а хор Brahma, divin Brahma изначально представлял собой гимн, написанный на текст из христианского богослужения Te Deum.

В Лирическом театре «Искатели жемчуга» выдержали восемнадцать представлений. Уже после смерти композитора, в 1886 г. оперу поставили в театре Ла Скала — на итальянском языке и сильно измененным «драматизированным» финалом. В следующем году «Искатели» появились в лондонском театре Ковент-Гарден, а в 1889-м вернулись на французскую сцену. Тогда же оперу впервые услышали в Петербурге: ее исполняли артисты частной антрепризы Алексея Картавова. Разные варианты (в том числе с финальным трио, специально сочиненным скрипачом и композитором Бенджамином Годаром) были опубликованы и стали основой для будущих постановок в Европе и Северной Америке. Интерес к «Искателям жемчуга» был вызван в первую очередь немеркнущей славой «Кармен». Так произошло и в Большом театре. К опере обратились через пять лет после постановки «Кармен». 3 декабря 1903 г. состоялась премьера в здании Нового театра, а в 1906-м спектакль перенесли на основную сцену. Главные партии исполняли Антонина Нежданова (Лейла), Леонид Собинов (Надир), Александр Герасименко (Зурга), Матвей Горяинов (Нурабад), за дирижерским пультом стоял маэстро Ульрих Авранек.

Попытки вернуть опере облик наиболее близкий первоначальному неоднократно предпринимались с 70-х гг. прошлого столетия. На основе авторской дирижерской партитуры, обнаруженной только в 1990-х годах, а также рукописей из Национальной библиотеки Франции дирижер Брэд Коэн в 2002 г. создал новую редакцию, максимально приближенную к оригинальной версии. После того, как ее опубликовало издательство Edition Peters, интерес к «Искателям» вспыхнул с новой силой. Они прозвучали в Королевской опере Ковент-Гарден, Английской национальной опере, Метрополитен-опере, Опере Цюриха, парижской Комической опере и др. И на Камерной сцене Большого «Искатели жемчуга» впервые прозвучат в новой редакции. В качестве дирижера-постановщика выступил Алексей Верещагин.