«А конь, весь в пене и пыли,
Почуя волю, дико мчался»*

07.03.2020

«Никогда еще так трудно мне не давалось … большое сочинение, как эта опера»
П. Чайковский


После завершения оперы «Орлеанская дева» композитор находился в поиске нового сюжета. Весной 1881 г. он гостил у сестры в имении Каменка на Украине – в этом старинном родовом гнезде Давыдовых в свое время неоднократно бывал Пушкин.

«Я начинаю испытывать смутное поползновение написать оперу, и сюжет «Полтавы» очень соблазняет меня», – пишет Чайковский в начале мая. Он знал, что его коллега – директор Петербургской консерватории К.Ю. Давыдов – начал работать над одноименной оперой, но вскоре оставил свое намерение. Он написал ему – и в ответ получил готовое либретто, принадлежавшее перу драматурга и литератора Виктора Буренина. «Я рад, что сюжет, которым я когда-то увлекался, находится теперь в руках такого гениального художника, как ты», – пишет Чайковскому Давыдов.

Очевидно, полученное либретто не понравилось Чайковскому. Приступив к наброскам нескольких сцен, он охладевает к «Полтаве». Но, несколько месяцев спустя композитор снова перечитывает поэму и, «тронутый некоторыми красивыми сценами и стихами», возобновляет работу. Стремясь максимально сохранить пушкинский стих, Чайковский вынужден переделывать либретто. Понадобилось еще немало времени, прежде чем замысел «Мазепы» сформируется окончательно; в целом работа над оперой заняла у Чайковского два года.

Сюжет «Полтавы», в котором личная драма переплетена с важнейшими событиями Петровской эпохи, а кульминация падает на описание Полтавского сражения, безусловно, давал благодатный материал. Но Чайковскому было чуждо стремление к эффектам «большого стиля» – потому напрасно было бы ждать в его «Мазепе» партий Петра I и Карла XII. Даже «Полтавский бой» композитор, которому (по свидетельству младшего брата Модеста Чайковского) «были ненавистны как задача воспроизведения в звуках всякие сражения, приступы, атаки и пр.», иллюстрирует симфоническим антрактом. Чувства героев, возникновение и динамика конфликта – вот что в первую очередь привлекает его внимание.

Для Пушкина решающее значение в характеристике Мазепы – «коварного злодея» – имел нравственный аспект: измена Петру и месть Кочубею. Но не стоит забывать о совсем иной, «романтической» его трактовке, популярной в западноевропейском искусстве благодаря хронике Вольтера. В «Истории Карла XII» запечатлен драматический эпизод из личной жизни будущего гетмана: «Мазепа… был пажом Яна Казимира ... В молодости y него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагишом к дикой лошади и выпустить лошадь на свободу. Она была родом из Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне…» Картина «безумной скачки» дикого коня, к которому привязан несчастный юноша, вдохновляла художников Э. Делакруа и О. Верне, послужила основой поэмы Дж. Байрона, стихотворения В. Гюго, баллады Б. Брехта, фортепианного этюда и симфонической поэмы Ф. Листа.

Чайковский, придерживаясь пушкинской трактовки, не идеализирует Мазепу, но его герой более сложен и многогранен. Умение подчинять людей своей воле, твердость в достижении цели, властность и жестокость, глубина чувства – противоречивые черты характера гетмана в полной мере раскрываются в опере. Лирическая ария «О, Мария!», получившая наибольшую популярность, появилась позже (по просьбе первого исполнителя роли Богомира Корсова), но и она органично дополняет образ. А сама «безумная скачка» открывает оркестровое вступление и в дальнейшем становится ведущей «сквозной» характеристикой Мазепы.

Как и в случае с многими другими операми, изначальным импульсом вдохновения послужил для Чайковского женский персонаж. Уже в первом ариозо Мария поет о роковой предопределенности своей любви к гетману («…Судьбой нежданной, безвозвратной ему я в жертву отдана!»); в дуэте с безнадежно влюбленным в нее Андреем признается, что, даже предчувствуя гибель, не в силах противостоять этой страсти. Подлинная сила любви Марии раскрывается в дуэте с Мазепой (второе действие), в том, что она с восторгом предвидит возвышенную судьбу своего возлюбленного, которого, как ей кажется, ожидает царская корона. Гибель отца и осознание вины Мазепы лишает ее рассудка. В финальной сцене в потухшем сознании героини обнажается двойственность облика Мазепы («Ты безобразен, он прекрасен!»), мелькают картины любовного свидания, казни, плача матери...

Все персонажи оперы проходят через горнило страданий, обретая в них подлинное величие. Твердость и благородство Кочубея перед лицом смерти, отчаяние Любови, умоляющей дочь спасти отца, любовное признание угасающего Андрея – каждому из них Мазепа несет гибель, уподобляясь на античный манер орудию неумолимой судьбы.

Возможно, на создание «Мазепы» повлияла цепь трагических событий, случившихся в период работы Чайковского над оперой: убийство террористами императора Александра II, ранняя смерть любимой племянницы Татьяны Давыдовой… Как и прежде, его неотступно преследовала мысль о неотвратимости фатума. Картина допроса и пыток, сцены казни, убийства, сумасшествия – «Мазепа» остается самой мрачной из классических русских опер, в которой накал страстей лишь изредка оттеняется лирическими страницами.

Подлинной кульминацией оперы становится финал второго действия – сцена казни Кочубея. Песня пьяного казака, которая так раздражала современников Чайковского (но не крайняя ли степень отчаяния скрывается за напускной веселостью?), суровый марш, молитва осужденных и даже красноречивое молчание Мазепы, тема которого постоянно звучит в оркестре… Сплав контрастных элементов рождает одну из самых захватывающих сцен русской музыки.

Впрочем, и заключительная сцена третьего действия удивляет нестандартным драматургическим ходом. Первоначально опера заканчивалась самоубийством Марии. Но уже после московской премьеры композитор изменил финал: в «пушкинскую» оперу он включил строки М.Ю. Лермонтова!

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю!
Тихо светит месяц ясный
В колыбель твою,

– склонившись к умирающему юноше, Мария напевает первую строфу «Казачьей колыбельной песни», которая знает множество музыкальных воплощений. «Бесплотная» убаюкивающая колыбельная, постепенно истаивая в оркестровом pianissimo, потрясает сильнее громоподобных аккордов, под который обычно опускается оперный занавес; подобный «тихий» конец рождает чувство подлинного очищения через страдание.

Несмотря на тщательно подготовленные постановки в Москве и Санкт-Петербурге (премьеры в Большом и Мариинском театрах прошли почти одновременно – в феврале 1884 г.), изначально опера «Мазепа» имела весьма скромный успех. Лишь в ХХ веке раскрылось и было по достоинству оценено неповторимое своеобразие этого сочинения.

На афишах Большого опера Чайковского появлялась нечасто, но каждая постановка вызывала широкий интерес и привлекала внимание ярким составом исполнителей (последний раз была поставлена на Новой сцене Робертом Стуруа в 2004 г.). Партитура «Мазепы» предъявляет высочайшие требования к оперной труппе – из пяти главных партий три (Мазепы, Марии и Кочубея) принадлежат к наиболее трудным в русском классическом репертуаре.

В концертном исполнении на сцене Большого театра 7 марта заглавную партию исполнит приглашенный солист заслуженный артист Армении Геворг Акобян, дебютировавший в Большом в 2017 г. в партии Грязного/ «Царская невеста» (на сцене нашего театра им также исполнялись партии – Томского/ «Пиковая дама» и Эбн-Хакиа/ «Иоланта»); 8 марта в партии Мазепы выступит солист Большого театра народной артист Азербайджана Эльчин Азизов, один из ведущих наших баритонов.

Партию Марии в первый день исполнит петербургская певица Евгения Муравьева, дебютировавшая в Большом в партии Лизы в новой постановке «Пиковой дамы», во второй день – солистка оперной труппы Анна Нечаева, которая начала свою карьеру в Большом театре партией Настасьи в «Чародейке» (2012), а сегодня имеет в репертуаре партии Лизы, Иоланты и Татьяны.

Сложнейшую в вокальном и актерском отношении партию Кочубея исполнит 7 марта солист Мариинского театра Станислав Трофимов (он запомнился зрителям Большого по яркой трактовке заглавной партии в опере «Борис Годунов» в прошлом году, на гастролях нашей оперной труппы во Франции он пел партию Ивана Грозного в концертном исполнении «Псковитянки»). 8 марта Кочубея будет петь заслуженный артист России Денис Макаров. Этот известный певец принят в труппу театра в 2018 г., но его «арсенал» уже содержит партии – Гремина/ «Евгений Онегин», Царя Салтана/ «Сказка о царе Салтане», Пимена/ «Борис Годунов», Дона Базилио/ «Севильский цирюльник», Собакина/ «Царская невеста», Коллена/ «Богема».
В небольшой, но очень яркой драматической партии Любови (матери Марии) выступят прославленные солистки оперной труппы театра, исполнительницы ведущих партий репертуара меццо-сопрано заслуженные артистки России Елена Манистина (7 марта) и Агунда Кулаева (8 марта). Лирико-драматическую партию Андрея исполнят солист Михайловского театра Дмитрий Головнин (7 марта), выступавший на сцене Большого в партиях – Хозе/ «Кармен» и Дон Жуана/ «Каменный гость», и солист оперной труппы Большого Олег Долгов (8 марта). За дирижерским пультом – маэстро Туган Сохиев.

*А.С. Пушкин, «Полтава»

Борис Мукосей