«Бесполезно уверять себя в собственной невиновности»

15.02.2018

Не приходится искать причин, почему тот или иной музыкальный театр желает иметь в своем репертуаре «Пиковую даму». Это «наше всё» всего оперного мира. Тем не менее за семнадцать лет, что длится новый век (восемнадцатый год только начался), Большой собирается показать новую сценическую версию уже в третий раз. Что делает эту «Даму» нашим абсолютным репертуарным лидером. И это справедливо – в том числе и потому, что в прошлом веке все обстояло с точностью наоборот. Последняя постановка XX столетия украшала сцену Большого более шестидесяти лет! Уходила временами из репертуара, но постоянно возвращалась, однажды – к 20-летию со дня рождения – подверглась редактуре и снова «встала в строй». Она была красива и любима и считалась «золотым фондом» не только благодаря вложенным в нее талантам, но и благодаря своей пышности и блеску.*

Другие времена – другие оперные нравы. Найти ключ к разгадке этого сюжета, объяснить тайный смысл мистических событий – эту цель преследуют теперь постановщики и в оперном театре. Разумеется, преклоняясь перед Чайковским, однако не теряя из вида Пушкина, повесть которого, как хорошо известно, либретто отнюдь не повторяет слово в слово. Режиссеру драмы тут и карты в руки. Так, во всяком случае, решил Большой. Мы представляем третий опыт** прочтения оперы «Пиковая дама» выдающимся режиссером драматического театра. На сей раз это Римас Туминас.

QS_rep(1).jpg
Александр Соловьев, Туган Сохиев и Римас Туминас.

В преддверии премьеры Римас Владимирович немного приоткрыл завесу над своим спектаклем:

— Держать зрителя в напряжении и создавать мистическое настроение будет музыка Чайковского – «руками» дирижера-постановщика Тугана Сохиева. Моя же задача – рассказать историю.

Этот сюжет, который Пушкин изначально записал как анекдот, курьезный случай, на самом деле очень петербургский по духу, он очень созвучен месту действия. Вся повесть, а вслед за ней и опера, пронизана особенной, только этому городу свойственной таинственной и зыбкой атмосферой. Петербургская архитектура нашего спектакля, созданная Адомасом Яцовскисом, узнаваема, но выдержана строго. Сценическое пространство почти не меняется. Гораздо важнее для нас то, что есть в нем некая переливающаяся составляющая, нечто, что постоянно мерцает, заставляя работать воображение и «собственноручно» дорисовывать картину. И люди в нашем спектакле тоже представляют собой некие зыбкие, мерцающие субстанции.

Действие мы переносим в Петербург времен Чайковского. Это город, безусловно, модный, но довольно скучный. Его жители пребывают в постоянном поиске, чем себя занять, каким увеселениям предаться – устроить маскарад или прием, театральное представление или какое-нибудь иное празднество. Они живут, играя и заигрываясь. «Разыграют» в том числе и эту историю.

Из толпы горожан возникают персонажи, главные действующие лица. Они не входят, а именно как бы «проявляются», словно на фотопленке. Мы так задумали, что все они — немного демоны (!). Умеют дистанцироваться и как бы видеть себя со стороны и одновременно рассказывать свою историю.

QS_rep(2).jpg
Роман Муравицкий, Юсиф Эйвазов.

Вот возникает Герман (он неспешен, абсолютно не умеет бегать, торопиться) – и будто сам не понимает, кто он такой и как сюда попал. Немец! Ничего специального – мы это не подчеркиваем, но ощущение, что он — чужой и не прижился в этом обществе, должно существовать в самом его сознании. Вроде бы и друзья его окружают, но всегда он остается замкнут, скрытен. «Инженеришка». Беден, безроден, от всего и вся оторван. Но человек он терпеливый и упорный, все замечает, все впитывает, все накапливает. Однако отличается некой «странной» особенностью: внутри его живет трагический романтик, почти дитя в своей доверчивой незащищенности. Поэтому анекдот «о трех картах» вдруг и приобретает для него такой трагический оборот.

Герман мечтает стать Индивидуальностью. Верит, что добьется уважения и будет нравиться себе, когда достигнет положения «туза». Его размышления на тему, «что наша жизнь — игра», следует воспринимать буквально. Он считает, что может себя сотворить и сделаться великим человеком. Не любовь – деньги доставят ему положение. Ведь он не умеет любить – и вот это и есть настоящая причина его страданий. В сущности, он совсем не раскрывает себя и не чувствует в себе живительной силы любви.

Потому он очень несчастлив, сам себя ненавидит и сознательно разрушает. Мне Германа жалко… «Несчастье убивает человеческое достоинство, — цитирую «Дорогу на кладбище» Томаса Манна. — С несчастьем связано одно странное и зловещее обстоятельство. Бесполезно уверять себя в собственной невиновности: в большинстве случаев человек будет презирать себя за свое несчастье. Но презрение к себе и порок находятся в самом жутком взаимодействии, они сближаются, работают друг на друга, и выходит кошмар».

Вот в такой момент жизни мы и застаем нашего героя…

QS_rep(3).jpg
Лариса Дядькова, Римас Туминас, Сергей Радченко, Олег Долгов.
Фоторепортаж Д. Юсупова.


Римас Туминас работает над постановкой вместе со своей давно сложившейся командой, которая уже трудилась и в Большом, когда маэстро ставил оперу «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (2016 г.). Анжелика Холина на этот раз выступила не только в качестве хореографа-постановщика, но и режиссера. Декорации создавал Адомас Яцовскис. Автором костюмов стала Мария Данилова. Дамир Исмагилов выстраивает световую партитуру спектакля. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.

«Пиковая дама» собрала замечательный исполнительский состав. Партию Германа поют великолепный Юсиф Эйвазов (в этом сезоне он выступил в Большом в операх «Дон Карлос» и «Манон Леско») и ведущий солист оперной труппы Олег Долгов. Партию Лизы исполнит Анна Нечаева, также одна из ведущих наших певиц, и Евгения Муравьева, дебютирующая в Большом театре. Недавняя выпускница Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, она поет Лизу в Мариинке и уже стала звездой Зальцбургского фестиваля. В партии Графини выступят ведущая солистка Мариинского театра Лариса Дядькова и артистка оперной труппы Большого Ирина Долженко. На партию Томского приглашен Геворг Акобян, недавно дебютировавший в нашем театре в партии Грязного в опере «Царская невеста». Замечательные певцы Василий Ладюк и Игорь Головатенко заняты в партии Князя Елецкого. Солистка Михайловского театра Олеся Петрова впервые выступит в спектакле Большого в партии Полины.

Премьерная серия показов пройдет 15, 16, 17 и 18 февраля.

* Премьера – 22 октября 1944 г. Дирижер-постановщик – Александр Мелик-Пашаев, режиссер – Леонид Баратов, художник-постановщик – Владимир Дмитриев; вторая редакция – 23 июня 1964 г. Редакция Бориса Покровского. Дирижер – Борис Хайкин.

** Предыдущие два:
5 октября 2007 г. Дирижер-постановщик – Михаил Плетнев, режиссер-постановщик – Валерий Фокин, художник-постановщик – Александр Боровский;
27 февраля 2015 г., премьера в Большом театре знаменитой постановки Л. Додина. Дирижер-постановщик — Михаил Юровский, режиссер-постановщик — Лев Додин, художник-постановщик — Давид Боровский.