Шекспир. XXI век04.04.2019
Уилдон впервые появился в Большом в 2007 г. Молодой хореограф, подающий и уже начавший оправдывать возлагавшиеся на него надежды, поставил тогда одноактный балет “Misericordes”, навеянный «Гамлетом», – своего рода этюд к полнометражному прочтению пьесы. За более чем десять лет, прошедших с тех пор, карьера его продолжила поступательное движение вверх. Он стал ассоциированным артдиректором Королевского балета Великобритании, поставил множество бессюжетных опусов по всему миру (один из них – ”DGV” – был показан на сцене Большого в рамках гастролей Королевского балета, дуэт из другого – «В золотой час» – исполнили у нас солисты Балета Сан-Франциско) и наконец «замахнулся» на балет полнометражный и «нарративный» (то есть с историей), чего не делал практически со времен своей юности, а для Королевского балета – никогда. За сюжетом, естественно, обратился к великой английской литературе.
![]() Сцена из спектакля. Фото Дамира Юсупова. Вот такая гремучая смесь разноплановых коллизий и жанров, не поддающаяся однозначной трактовке. Хореограф Кристофер Уилдон решил предпринять свою попытку найти здесь верную «ноту». И продемонстрировал умение следовать вековечным балетным традициям, успешно преломляя их в современном ключе. Никакой наивной «дословной» пантомимы, свойственной балетной старине и являющейся камнем преткновения для современного нарративного балета, – находя жесты точные и значительные, он сумел рассказать эту историю (опустив, разумеется, некоторые избыточные перипетии сюжета) языком простым и внятным. Образ короля Сицилии Леонта, пожалуй, по нынешним временам куда более актуальный, чем простодушного Отелло (если последний не хочет верить подозрениям, то первый, злобный неврастеник, упорствует, не желая их рассеять, и словно черпает в них некую извращенную усладу), Уилдон решает с помощью классического хореографического «лексикона» и изломанной «паучьей» пластики, замечательно точно и тонко передающей растущее душевное напряжение короля-садиста. Второй акт, «богемский», в котором предоставлена возможность блеснуть виртуозной техникой юной влюбленной паре (принцу Флоризелю и «барышне-крестьянке» Утрате), наполнен такой удалой и массовой пастушьей пляской, что от нее просто захватывает дух. Тем более что разворачивается она на фоне изумительного майского дерева и под звуки музыки сценического оркестра, снабженного в том числе такими редкими в наших краях инструментами, как бансури и дульцимер. Что касается своей ноты, то она у Кристофера Уилдона самым эффектным образом «прозвучит» в финале «пьесы», перечеркнув, казалось бы, наступивший хеппи-энд в виде хрустального, и нежного, и ломкого дуэта просветленного короля и ожившей статуи – его супруги. С пьедестала спустится лишь она одна, ее маленький сын вовеки пребудет мраморной скульптурой, к новой жизни не возродится и станет настоящей утратой и расплатой за грехи, все-таки не поддающиеся безоговорочному прощению. И ведь это именно юный принц, в чем мы лишний раз можем убедиться, перечитав Шекспира, поясняет, почему это зимняя сказка, – потому что она грустная. Хмурое зимнее небо тягостно нависает над героями. Однако неудержимый ход времени в этом спектакле (как-никак шестнадцать лет пройдет между первым и вторым актами) заставляет меняться и времена года. Кажется, они все тут промелькнут перед глазами, поражая на редкость точным попаданием в каждую картину, – и на экране (художник по видеоконтенту Дэниэл Броуди), и на сцене (великолепный Боб Краули, его фантастическое дерево сразу же просится в эмблемы этого балета). Вообще сценографический образ спектакля здесь создавала мощная команда. В нее входит еще и знаменитый мастер-кукольник Бэзил Твист, в данном случае отвечающий за работу с шелком, точнее за создание «шелковых» спецэффектов. Вздымающиеся волны шелка воссоздают не только морские бури, но и… погоню исполинского медведя за тем несчастным персонажем, который вынужден предать новорожденную ее безрадостной судьбе и который «убегает, преследуемый медведем». Первая серия представлений пройдет 4, 5, 6 (12:00 и 19:00) и 7 апреля (14:00). Составы можно посмотреть здесь. Распечатать ![]()
|