Знаменитый «Ариодант» продолжает генделиану Большого22.07.2021
В России «Ариоданта» слышали только в концертном исполнении – в 2011 году, дирижировал маэстро Кристофер Мулдс. Постановка на Новой сцене – вслед за «Роделиндой» и «Альциной» – станет продолжением серии генделевских премьер Большого театра. Появление «Ариоданта» ожидается с особенным интересом еще и потому, что постановщиком стал уже знакомый московской публике американский режиссер Дэвид Олден. Именно он осуществил один из самых успешных проектов Большого театра: постановку – совместную с Английской национальной оперой и Немецкой оперой (Берлин) – оперы «Билли Бадд» Б. Бриттена. Спектакль стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа художника» (2018).
Прислушиваясь к чувствам героев в завершающих сценах оперы, режиссер передает неоднозначность, казалось бы, «мажорного» финала. Психика людей, даже дарующих свое прощение, но переживших предательство и отчаяние, не может оставаться прежней. Разрушенное невозможно восстановить, во всяком случае, в изначальном виде – и это со всей ясностью читается в спектакле Олдена. Радостное возбуждение влюбленных, признания в вечной любви, также как и поздравления, адресованные им придворными, после всего произошедшего воспринимаются как некая условность, явленная сквозь призму барочной риторики. Джанлука Капуано, дирижер-постановщик, а также органист, клавесинист, хормейстер, автор книги о вокале, является признанным интерпретатором барочных опер. Он тоже уже побывал в Москве, но на сцене Большого театра ему предстоит выступить впервые. Постановка «Ариоданта» в Большом собрала замечательный состав исполнителей. В спектакле заняты ведущие солистки Большого театра Альбина Латипова, Екатерина Воронцова, Екатерина Морозова, стажер театра Константин Артемьев, солист Камерной сцены Василий Гафнер. А также приглашенные солисты, каждый из которых является признанный интерпретатором барочной музыки.
Прославленная британская исполнительница Сара Тайнен выступает на сценах ведущих оперных домов, концертных залов и фестивалей у себя на родине и за рубежом. В 2019 г., согласно рейтингу газеты Evening Standard, она вошла в число лучших артистов королевства. В Большом певица поет партию Гиневры, которую исполняла в Шотландской национальной опере. Кроме того, в ее обширном генделевском репертуаре числится и партия Далинды, с которой Сара Тайнен выступала в постановке «Ариоданта» Английской национальной оперы. В заглавной партии выступит ирландская певица Паула Муррихи, уже хорошо известная российской публике по выступлениям с оркестром «MusicAeterna» и Теодором Курентзисом. Партию Ариоданта она впервые исполнила в нынешнем сезоне на сцене Королевской оперы Ковент-Гарден – и ее дебют вызвал настоящий восторг у критики. Особо стоит отметить исполнителей партии Полинесса. Это известный французский контратенор Кристоф Дюмо – «специалист по роли Полинесса, с обескураживающей силой рассекающий октавы, как это должен делать настоящий злодей» (Resmusica.com, 26.02.2019) и итальянский певец Карло Вистоли, «наделенный тонким музыкальным чувством и хорошо поставленным голосом невероятной красоты тембра» (Сonnessiallopera.it, 7.05.2019). В роли Далинды – выпускница Королевской академии музыки и молодежной программы Английской национальной оперы, а с 2019 г. — кавалер ордена Британской империи Мэри Беван. В центре ее профессиональных интересов музыка эпохи барокко и современная опера, певица сотрудничает с Королевской оперой Ковент-Гарден, Английской национальной оперой, равно как и с известными оркестрами, среди которых Симфонический и Филармонический оркестры Би-би-си, Оркестр эпохи Просвещения, Бирмингемский симфонический оркестр. С ансамблем «Английский концерт» под управлением Гарри Бикета Мэри Беван дебютировала в партии Далинды на сцене Карнеги-холл. Исполнителя партии Луркания Бернарда Рихтера действительно можно назвать универсальным певцом – его обширный репертуар «простирается» от Генделя и Моцарта до Малера и Вагнера.
Экскурс в историю Премьера оперы Г. Ф. Генделя «Ариодант» состоялась на сцене на тот момент только что открытого лондонского Королевского театра Ковент-Гарден 8 января 1735 г. В ее представлении, которым руководил сам композитор, участвовали итальянские звезды. Главную роль исполнял кастрат (альт) Джованни Карестини (по прозвищу Кузанио), роль Джиневры — примадонна генделевской антрепризы Анна Мария Страда, Полинесса — контральто Мария Катерина Негри и другие. Не меньший интерес вызывало появление на афише имени знаменитой французской танцовщицы Мари Салле. В расчете на ее участие в каждое из трех действий оперы были введены балетные дивертисменты, которые она сама ставила и в которых была ведущей солисткой. Итальянское либретто Антонио Сальви, написанное по мотивам поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», было лишено привычных для того времени эффектных превращений и экзотики, а сюжет в сравнении с другими операми Генделя воспринимался почти как «семейный». Местом действия была Шотландия, участниками — король Артур и его дочь Джиневра, шотландские рыцари братья Ариодант и Лурканий, альбанский принц Полинесс, приближенная к Джиневре придворная дама Далинда и немногие другие. В ключевых моментах просматривалось сходство с шекспировским «Отелло»: Полинесс — интриган, на пути к власти возбуждающий ревность главного героя и разрушающий его идиллическое счастье, явно напоминал Яго, а оклеветанная и невинно страдающая Джиневра — Дездемону. События и реакция на них героев — приготовления к свадьбе счастливых влюбленных принцессы Джиневры и Ариоданта, прерванные из-за клеветы, их долгие разлука и страдания, жестокость отца по отношению к Джиневре и все же воссоединение любящей пары, состоявшееся в финале, — оказались так психологически достоверны, что выходили за рамки тогдашнего этикета. Королева Каролина после посещения премьеры писала: «Тут говорят, что опера настолько патетичная и мрачная, что всякий, посетивший ее, проникается этим впечатлением и возвращается домой расстроенным». Возможно, именно эта причина (несмотря на сложнейшую и необыкновенно выразительную музыку и прекрасное исполнение) предопределила краткую сценическую историю «Ариоданта»: опера была показана всего одиннадцать раз и после этого надолго забыта. Возрождение началось с исполнений, предпринятых в Нью-Йорке и Вашингтоне в 1971 году по инициативе Общества Генделя в Нью-Йорке (дирижер Стивен Саймон, в главной роли – меццо-сопрано София Стеффан). В том же году Стивен Саймон осуществил первую запись оперы в Вене. И все же еще на протяжении нескольких десятилетий и театральные премьеры, и записи этой оперы оставались единичными. В число самых исполняемых опер Генделя «Ариодант» вошел в 1990-х гг., после постановок в Лондоне, Далласе, Нью-Йорке и Мюнхене. История, казавшаяся слишком мрачной публике XVIII века, в наше время звучит современно и волнующе. Неслучайно сейчас «Ариодант» является одной из самых востребованных барочных опер. География его постановок за последнее десятилетие насчитывает более тридцати европейских и американских городов, среди которых Вена, Зальцбург, Лондон, Штутгарт, Дублин, Барселона, Мадрид, Париж, Торонто, Чикаго. Премьерная серия представлений пройдет 22-27 июля на Новой сцене.
Распечатать
|