Рассказывает Галина Степаненко.
Перед Большим репетиционным залом, который с 2011 г. носит имя Галины Улановой, размещена постоянная экспозиция, посвященная выдающейся балерине, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с историей Большого театра.
Фойе зала им. Галины Улановой.
В презентации приняли участие народные артистки СССР Марина Кондратьева, Светлана Адырхаева и народная артистка России Нина Семизорова — балерины, лично знавшие Галину Уланову и творившие рядом с ней, а также и.о. художественного руководителя балетной труппы Большого народная артистка России Галина Степаненко и сотрудники музея театра, подготовившие эту экспозицию.
Большой репетиционный зал им. Галины Улановой.
Галина Уланова — одна из самых ярких фигур в искусстве балета и в истории Большого театра прошлого столетия. Уникальная балерина, еще при жизни ставшая легендой и таким же символом русского балета, каким в первой трети XX века была покинувшая Россию Анна Павлова.
Периодически Галина Уланова выступала на сцене Большого театра с 1934 г., а в 44-м перешла в него окончательно. Пик ее творческой зрелости пришелся именно на те годы, когда она танцевала в Большом. Здесь она повторила свой огромный успех в тех партиях, которые к тому времени уже стали ее коронными: это Мария в «Бахчисарайском фонтане», Жизель и Джульетта. Уланова была первой исполнительницей партии Джульетты и в ленинградском театре им. Кирова (ныне Мариинский), и в Большом. Хореограф Леонид Лавровский, подаривший Улановой роль Джульетты, сделал ее и первой исполнительницей заглавной партии в своей редакции «Жизели», которую осуществил на сцене Большого театра.
В Большом Уланова пополнила свой репертуар и новыми для себя ролями, станцевав Золушку, Парашу в «Медном всаднике», став первой исполнительницей партии Тао Хоа в «Красном маке» в постановке Леонида Лавровского.
Неизгладимое впечатление произвела Галина Уланова на лондонскую публику во время легендарных первых зарубежных гастролей Большого театра, состоявшихся в 1956 г. Англичане были потрясены ее искусством и в особенности — исполнением ею партии шекспировской Джульетты. Подобно восторженным зрителям XIX века, впрягавшимся в карету, в которой сидела любимая актриса, поклонники Улановой в Лондоне подняли автомобиль, в который она села после спектакля, и практически на руках отнесли его к ее отелю.
Искусство Улановой вызывало восторженные отклики у любого зрителя — и самого искушенного, и неофита. Она получала множество писем с фронтов Великой Отечественной войны, в которых солдаты писали ей, что воспоминания о том, как она танцевала, помогали им выживать и сражаться. «Обыкновенной богиней» назвал ее Алексей Толстой. «Моной Лизой русского балета» — ее ученик и партнер Владимир Васильев. Сергей Эйзенштейн считал ее «несравнимой с другими танцовщицами — по природе ее тайны».
Сосредоточенную на своей профессии, негромкую Уланову воспринимали как личность загадочную. Объяснить тайну ее искусства казалось делом сложным, хотя попытки предпринимались неоднократно. Она, несомненно, была перфекционисткой, выстраивала свои роли до мелочей, продумывала каждый ракурс каждой позы, танцевала чисто, не нарушая балетного канона, но брала не технической виртуозностью, а особенной проникновенностью исполнения. Недаром ее танец нередко сравнивали с пением. В каждом движении тела публика находила движение души. Искусный танец Улановой дышал простотой. Исполнительская манера была преисполнена достоинства и благородства.
Закончив танцевать, Уланова продолжала оставаться неотъемлемой частью повседневной жизни Большого театра. Она стала педагогом. Первой ученицей была юная Екатерина Максимова. Другие ученики также составляли цвет балетной труппы Большого разных поколений: это Нина Тимофеева, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Владимир Васильев, Андрей Кондратов, Надежда Грачева. Многие из них пошли по ее стопам и после окончания артистической карьеры: стали педагогами балетной труппы Большого театра.
Марина Кондратьева.
Ученица Галины Улановой Светлана Адырхаева.
Ученица Галины Улановой Нина Семизорова.
Фоторепортаж Дамира Юсупова.