Ньургун Боотур: богатырь из Якутии на сцене Большого

06.12.2022

Опера Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур» впервые появилась на сцене в год 25-летия Якутской автономии в 1947. С того года нынешняя постановка — шестая. Некоторые специалисты считают, что настоящая оперная жизнь спектакля началась только с 1957 года. Как бы то ни было, выраженное мифологическое содержание спектакля патриотической направленности, с вечными философскими и этическими ценностями, в которых заключена квинтэссенция эпического наследия народа саха, в сочетании с профессиональной композиторской техникой музыкальной партитуры способствовали долгой сценической жизни первенца якутской музыкальной культуры.

Для реализации данного масштабного национального проекта, с обилием действующих лиц в «трех ярусах мироздания», с множеством массовых хоровых и балетных сцен, с их оригинальным сценическим решением, широко раскрывающим эпохальность сюжетной линии спектакля, был приглашен известный российский режиссер драмы, художественный руководитель Театра Олонхо Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов, в качестве художественного руководителя премьерного проекта. В его творческую команду входят известные в республике и за ее пределами художники драматического театра Якутии, заслуженные деятели искусств Республики Саха (Якутия) Михаил Егоров, Сардаана Федотова, режиссер Руслан Тараховский. Дирижер-постановщик — московский дирижер Константин Хватынец.

Особенностью данной постановки «Ньургун Боотура» является большая и сложная задача по созданию капитальной музыкальной редакции нотной партитуры. Ее не было со времен первых постановок 40-х — 50-х годов ХХ столетия, хотя изменения в музыке оперы проводились и в годы последующих постановок спектакля «Ньургун Боотур» (1977, 1993, 2007). Новую музыкальную редакцию осуществил московский композитор Руслан Мурсякаев.

В 1993 Андрей Борисов на сцене театра оперы и балета совместно с художником Геннадием Сотниковым ставил раннюю свою версию спектакля «Ньургун Боотур». Постановка оперы в то время была связана с развитием государственности Республики Саха (Якутия), объединяющей народы Якутии в одно целое.

На этот раз на примере «Ньургун Боотура» худрук постановки хочет развернуть якутское олонхо до масштабов, охватывающих разные мировые культуры. Конечно, на основе своей этнической принадлежности к древней культуре саха.

Эта постановка, по мнению А.С. Борисова, предстанет в двух ипостасях одновременно — и как эпическое полотно, и как оперное произведение — и должно стать еще одним важным звеном нашей большой культуры. Поэтому в спектакле заняты как творческие цеха театра оперы и балета, так и Театр Олонхо Республики Саха (Якутия).

Борисов продумал и решение исполнения оперных партий, близких классическому (европейскому) стилю, в оригинальном соединении с уникальной манерой звукоизвлечения «кылысах» в тойуках (песнопениях), характерного для положительных героев олонхо.

В эти дни по эскизам художника-сценографа спектакля М. Егорова и художника по костюмам С. Федотовой в мастерских Якутского театра оперы и балета создаются декорации и костюмы предстоящей премьеры оперы «Ньургун Боотур», солисты оперы и хор работают с режиссером Тараховским, оркестр — с дирижером Константином Хватынцом. Начались совместные сценические репетиции. Всего в постановке только артистов — около 180 человек, не считая работников художественно-постановочной части и мастерских.

Планы у постановки масштабные, артистический состав театра оперы и балета музыкально подготовил оперный материал. Предстоит вдохнуть жизнь в это замечательное творение и выпустить его в большой мир искусства, в год 100-летия ЯАССР и Год культурного наследия народов России.