Большой театр неоднократно гастролировал в Австрии. Масштабные гастроли оперной труппы прошли в 1971 и 1997 гг. Причем программа гастролей была идентичной — публике были представлены самые «ударные» названия русского репертуара — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама» П. Чайковского и масштабная «Война и мир» С. Прокофьева.
В нынешнем году Большой театр также «везет» два знаковых для себя названия — «Царскую невесту» и «Золотого петушка» Н. Римского-Корсакова, правда на сей раз представит их в концертном исполнении.
«Царская невеста» занимает совершенно особое место в репертуаре Большого — наряду с «Борисом Годуновым» и «Евгением Онегиным» она всегда составляла основу русского репертуара театра. Последняя, седьмая по счету постановка «Царской» в Большом была осуществлена в нынешнем году. С большим успехом в новом спектакле выступили молодые певцы — артисты Молодежной программы Ольга Кульчинская и Богдан Волков, приглашенные солисты Агунда Кулаева и Александр Касьянов, недавний выпускник МОП, а ныне солист оперной труппы Олег Цыбулько, а также опытные солисты Большого — Ирина Удалова, Елена Новак, Александр Науменко, Марат Гали. За дирижерский пульт в Театре-ан-дер-Вин, как и на премьере в Большом театре, встанет Геннадий Рождественский. Его трактовка «Царской невесты» была по достоинству оценена и публикой, и критикой: «Это особый «русский» звук — нерезкий, приглушенный, но насыщенный эмоциями — и одновременно широкое дыхание и бесконечная мелодическая линия. ... Форте и фортиссимо у Рождественского крайне мало — он оперирует внутренним движением, внутренней динамикой. Пиано и пианиссимо — напротив, основные краски его интерпретации. Рождественский оперирует полутонами, намеками, он наслаждается тонкими подробностями партитуры, подчеркивая то один, то другой солирующий инструмент или — как в увертюре — выводя на первый план (в том числе умышленно — маэстро подкорректировал партитуру) неожиданные тембровые сочетания («Независимая газета»).
«Золотой петушок» — последняя опера Римского-Корсакова, самая едкая, острая и парадоксальная. И довольно редко звучащая на зарубежных сценах. Нынешнюю, шестую, постановку «Золотого петушка» в Большом, можно называть нашумевшей. Но не только из-за режиссерской трактовки Кирилла Серебренникова — блестящее исполнение главных партий Владимиром Маториным и Венерой Гимадиевой было отмечено, пожалуй, всеми критиками. В концертном исполнении оперы также примут участие солисты Большого театра Татьяна Ерастова, Станислав Мостовой, Николай Казанский, Константин Шушаков и приглашенные солисты Дарья Зыкова и Борис Рудак. За дирижерским пультом — Павел Клиничев.
Театр-ан-дер-Вин / Theater an der Wien
28 апреля, 19:00
«Царская невеста»
Дирижер — Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин — Александр Науменко
Марфа — Ольга Кульчинская
Григорий Грязной — Александр Касьянов
Иван Лыков — Богдан Волков
Любаша — Агунда Кулаева
Малюта Скуратов — Олег Цыбулько
Елисей Бомелий — Марат Гали
Домна Сабурова — Ирина Удалова
Дуняша — Елена Новак
Петровна — Анна Мацей
29 апреля, 19:00
«Золотой петушок»
Дирижер — Павел Клиничев
Царь Додон — Владимир Маторин
Шемаханская царица — Венера Гимадиева
Царевич Гвидон — Борис Рудак
Царевич Афрон — Константин Шушаков
Воевода Полкан — Николай Казанский
Ключница Амелфа — Татьяна Ерастова
Звездочет — Станислав Мостовой
Голос Золотого петушка — Дарья Зыкова