Королевская опера Маската ведет свою историю с 2011 г. Это первый на Аравийском полуострове оперный театр (второй появился в Дубае в 2016-м), ставший главной театрально-концертной площадкой Омана и точкой пересечения культурных традиций Востока и Запада.
Здесь и в самом деле все устроено по-королевски: в прекрасном парке, разбитом на краю залива, среди зелени и цветов вырастает белоснежный восточный дворец. Интерьеры его продолжают рассказывать причудливую арабскую сказку, проводя путника по многочисленным залам и фойе. И все в этой сказке устроено по последнему слову техники, как и полагается современному культурному центру, ориентированному на самые широкие слои публики. Главный зал легко трансформируется из оперного в концертный (на сцене которого даже установлен орган), в спинки его кресел — для удобства слушателей — вмонтированы информационные мониторы. Помимо представлений посетителям предлагается посетить арт-центр, а по соседству располагаются рестораны и многочисленные бутики.
Театр с поистине восточным радушием распахнул свои двери для музыкантов со всего света, собирая лучших из лучших. Здесь выступали многие мировые знаменитости – Анне-Софи Муттер, Гидон Кремер, Джошуа Белл, Пласидо Доминго, Андреа Бочелли, Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов, Сондра Радвановски, Йонас Кауфман, Хуан Диего Флорес, Кристина Ополайс, Роберто Аланья, Эрвин Шротт, Петр Бечала, Джойс ДиДонато и др. Приглашая европейские коллективы (Словацкий филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Оркестр и хор Шведского радио, Академию Св. Мартина в полях, Пражский филармонический оркестр, Молодежный оркестр Луиджи Керубини под управлением Риккардо Мути), оманцы гордятся собственным Королевским симфоническим оркестром, состоящим полностью из местных музыкантов (!), а также Королевским духовым оркестром. Несмотря на то, что опера представляет главный предмет интереса, здесь прививают вкус к балету, показывают мюзиклы, устраивают концерты и эффектные шоу (к примеру, «Оперу на льду»), разрабатывают образовательные и детские программы. В стенах театра звучит джаз и традиционная арабская музыка, венский вальс с легкостью сменяют аргентинские танцы, передавая эстафету ритмам японских барабанов. Отдавая дань уважения традициям разных народов мира, в Маскате второй год подряд проводят Фольклорный музыкальный фестиваль (Oman World Folk Music Festival).
Что касается приоритетного жанра – оперы, то за девять театральных сезонов здесь показали «Турандот» Дж. Пуччини в великолепной постановке Франко Дзеффирелли (она «открывала» театр в 2011 г., и в сезоне 2015/16 была вновь представлена, уже в сотрудничестве с фестивалем Арена ди Верона); со своими спектаклями приезжали Римская опера («Паяцы» Р. Леонкавалло), Венская государственная («Вертер» Ж. Массне) и Баварская государственная опера («Золушка» Дж. Россини), Немецкая опера в Берлине («Манон Леско» Дж. Пуччини) и Немецкая опера на Рейне («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Королевский театр/ Teatro Regio в Турине («Аида» Дж. Верди), театры Ла Фениче в Венеции («Любовный напиток» Г. Доницетти), Сан-Карло в Генуе («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Лакме» Л. Делиба), Комунале в Болонье («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Массимо в Палермо («Дочь полка» Г. Доницетти), Арена ди Верона («Сомнамбула» В. Беллини), Королевская опера Валлонии («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Лионская опера («Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Дитя и волшебство» М. Равеля); среди балетных трупп — Американский театр балета/ABT («Жизель»), Штутгартский балет («Укрощение строптивой»), Гамбургский балет («Щелкунчик»), Английский национальный балет («Корсар»), Тбилисский театр оперы и балета («Спящая красавица»).
В 2017 г. Королевская опера стала практиковать участие в создании совместных постановок. Среди ее партнеров – создателей копродукций «числятся» Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро/ Италия («Шелковая лестница», «Случай делает вором», «Счастливый обман»), театр Колон в Буэнос-Айресе («Кармен» Ж. Бизе), Руанская опера/ Франция («Норма» В. Беллини), оперные театры Лос-Анджелеса («Травиата» Дж. Верди), Монте-Карло («Богема» Дж. Пуччини), Лиона («Ночь в Венеции» И. Штрауса). А в нынешнем сезоне Маскат анонсирует собственные спектакли, в том числе арабскую оперу.
Россию на главной сцене Омана в разные годы представляли Мариинский театр («Князь Игорь» А. Бородина), Театр балета Бориса Эйфмана («Анна Каренина» на музыку П. Чайковского), Пермский театр оперы и балета («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко («Евгений Онегин» П. Чайковского).
Осенние гастроли Большого открывают новую страницу в этой уже богатой истории музыкально-театрального диалога Востока и Запада. Первым спектаклем, который покажут на главной сцене Омана, станет опера «История Кая и Герды» С. Баневича. В спектаклях и концерте выступят ведущие солисты оперной труппы Большого: Анна Нечаева (сопрано), Анна Храпко (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Олег Долгов (тенор), Бехзод Давронов (тенор), Эльчин Азизов (баритон), Денис Макаров (бас) и другие. Оркестром Большого театра дирижирует Филипп Чижевский.
А через несколько месяцев наша балетная труппа представит на Королевской сцене балет «Онегин» на музыку П. Чайковского в постановке Дж. Крэнко.
ПРОГРАММА ГАСТРОЛЕЙ
31 октября, 19:00
2 ноября, 16:00
Королевский оперный театр Маската
Сергей Баневич
«ИСТОРИЯ КАЯ и ГЕРДЫ»
опера в двух действиях
Дирижер — Филипп Чижевский
Кай — Бехзод Давронов
Герда — Анна Храпко
Фонарщик — Александр Миминошвили
Снежная королева — Юлия Мазурова
Бабушка — Татьяна Ерастова
Атаманша — Валерий Гильманов
Маленькая разбойница — Екатерина Воронцова
Первый тролль — Петр Мелентьев
Второй тролль — Александр Бородин
Первый актер — Роман Муравицкий
Второй актер — Юрий Сыров
Третий актер — Владимир Комович
Первый разбойник — Роман Муравицкий
Второй разбойник — Юрий Сыров
Третий разбойник — Владимир Комович
Олень — Александр Миминошвили
1 ноября, 19:00
Королевский оперный театр Маската
Гала-концерт солистов Большого театра
ПРОГРАММА