После заключения соглашения о сотрудничестве Большого и Челябинской области (напомним, договор, рассчитанный на пять лет, был подписан в ноябре 2017 г.) творческий диалог нашего театра и Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки вышел на новый уровень. Среди крупных совместных проектов главенствующая роль отводится обменным гастролям – и они успешно осуществляются.
В октябре прошлого года, незадолго перед тем обзаведясь новой «Богемой» (постановка Ж.-Р. Весперини), мы «поделились» с челябинским театром предыдущей (Ф. Мирдиты): привезли декорации и реквизит, наши замечательные артисты последний раз спели в этом «антураже» и уехали, а декорации, костюмы и реквизит остались. Через полгода в Челябинске состоялась премьера оперы «Богема», одетой в наши декорации и костюмы (режиссер Вячеслав Стародубцев). В планах следующего сезона — гастроли Большого балета. На сей раз на южноуральской сцене мы покажем наш знаменитый «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского.
Московские меломаны уже успели завязать знакомство с театром им. Глинки: осенью прошлого года ему выпала честь открывать фестиваль «Видеть музыку». Челябинский «Евгений Онегин» (точнее, спектакль, ставший точкой приложения талантов интернациональной команды, куда вошли представители России, Польши, Италии) произвел впечатление оригинальностью трактовки и уровнем исполнения.
Театр ведет очень насыщенную гастрольную жизнь. Едва «Онегин» возвратился на родную сцену, настал черед балетной труппы. В рамках проекта «Русские сезоны» она была приглашена в Италию (Генуя, Специя, Сиена, Пиза, Горация, Камольи) со спектаклем «Пахита». (предмет особой гордости: организаторы фестиваля выбирали из нескольких «Пахит» и остановились именно на челябинской версии, отдазав ей предпочтение перед спектаклями Мариинского и Екатеринбургского театров). Поставил спектакль нынешний художественный руководитель Челябинского балета, а ранее замечательный танцовщик и педагог Большого Юрий Клевцов.
Балет-кантата «Кармина Бурана» — совместная постановка с продюсерской компанией Franceconcert — прежде чем выйти на южноуральскую сцену объехала более пятидесяти (!) городов Европы. В Челябинске была впервые показана в рамках X фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» (который проводится здесь с 2002 г.). И до начала московских гастролей спектакль увидят в Екатеринбурге: 7 июня он будет представлен на сцене театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбургского оперного).
Новая сценическая версия оперы «Риголетто» объединила постановщиков из разных городов России, среди которых, помимо Челябинска, конечно, Санкт-Петербурга, Москва, Новосибирск. А из Флоренции был приглашен педагог-репетитор Паоло Де Наполи, который поработал с певцами над итальянским произношением. Некое «итальянское» начало ощущается и в оформлении спектакля, соединяющем строгость и живописность (сценограф Петр Окунев, костюмы Жанны Усачевой).
Спектакли будут показаны в рамках масштабной программы «Большие гастроли», которая захватывает практически всю страну. В этом году в ней участвует 154 театра из семидесяти двух регионов России.