Дни «Эстонии» в Большом театре

10.01.2019

В конце прошлого года телелюбители балета познакомились с г-ном Тоомасом Эдуром, засветившимся на ТВ-экранах в качестве члена жюри третьего сезона популярного проекта канала «Культура» «Большой балет». А в наступившем году Большой театр и Эстонский балет готовы познакомить балетоманов с его творчеством в качестве хореографа. На Исторической сцене Большого будет показан его балет «Модильяни – проклятый художник» (9 января, 18:00).

Завершив в 2009 г. свою выдающуюся артистическую карьеру в Английском национальном балете, г-н Эдур вернулся на родину и возглавил балетную труппу театра «Эстония». Спустя три года он сочинил свой первый полнометражный балет, взяв за основу жизнь и творчество Амедео Модильяни. И тот, кто имеет представление о жизненном и творческом пути этого художника, не станет задаваться вопросом почему.

Импульсивный, постоянно влюбленный, не могущий прожить «ни дня без строчки», весь во власти как своего гения, так и алкогольных паров и дурманящего гашиша, окончивший свои дни в нищете, этот «гуляка праздный», как показало время, стал своего рода Моцартом авангардного искусства начала XX века, не только ключевой фигурой для знатоков и профессионалов, но и любимцем широкой публики, сумевшей оценить протяженность его линий, внутренний свет и духовную наполненность моделей.

История его любви, мятущейся души, творческих исканий и противостояний очень интригует – недаром она послужила сюжетной канвой для фильмов («Монпарнас, 19» Беккера с Жераром Филипом и Анук Эме в главных ролях, 1957 г.; «Модильяни» Дэвиса с Энди Гарсиа в роли Модильяни, 2004 г.). Хореографа, разумеется, влекла сколько драматичная биография художника, столько и его искусство. Воплотить в балетном «байопике» не только образ жизни, но и образ творчества – задача едва ли выполнимая. Ох уж эта бесконечная шея, фирменный знак Модильяни и мечта любой балерины! Как вывести модильяниевскую линию за пределы полотна и сделать ее достоянием танца? Но этот танец развернется в кругу, очерченном воображением художника. Образ творчества воспроизведен в полотнах декораций…

Друзья называли Модильяни – Моди. Это не просто укороченная фамилия, на парижском арго maudit означает «проклятый судьбой». Но возникает искушение вписать название, что дал балету автор, и в более широкий культурный контекст, вспомнив знаменитый цикл статей Поля Верлена «Проклятые поэты», который он написал о своих рвущих в клочья буржуазные устои, скандальных и непризнанных собратьях.

Оперная часть «взрослой» программы гастролей театра «Эстония» (напомним, они открываются балетом «Белоснежка и 7 гномов») представлена шедевром всех времен и народов – «Тоской» Дж. Пуччини (11 января, 18:00) и гала-концертом (12 января, 18:00). В спектакле заняты прославленные артисты эстонской оперной сцены, постановка осуществлена Раймундосом Банионисом, продолжателем артистической династии, начало которой положил его знаменитый отец Донатос Банионис. В гала-концерте, который объединит гостей из Таллинна (солистов, хор и оркестр) с ведущими артистами оперы Большого, прозвучат неизменно пользующиеся успехом у публики арии и сцены из опер. И спектакль, и концерт также пройдут на нашей Исторической сцене.