Большой – один из старейших музыкальных театров страны, Красноярский оперный – один из самых молодых (в декабре будет сорок четыре года с тех пор, как он открыл свой первый сезон), но мы гордимся тем, что осуществляем этот грандиозный совместный проект. За последние полтора десятка лет Красноярский театр переживает творческий подъем настолько мощный, что теперь входит в число главных ньюсмейкеров в России в области оперы и балета.
Гастрольная афиша составлена с целью произвести сильное впечатление и на знатоков, и просто любителей музыкального театра. Все три вошедшие в нее спектакля – новинки. Премьеры состоялись в текущем сезоне – и все вызвали широкий общественный резонанс. Красноярские коллеги везут к нам «Дон Жуана» Моцарта (Моцарт говорит сам за себя, дополнительный интерес к этому спектаклю способна вызвать мощная международная постановочная группа, его выпускавшая), «Лакме» Делиба (эта редкой красоты опера, к сожалению, еще и очень редкий гость на театральных подмостках) и «Катарину, или дочь разбойника» Ц. Пуни (возрожденный старинный балет, для возвращения которого из небытия были приложены колоссальные усилия известных деятелей отечественного музыкального театра). Мы очень рады, что московский зритель получит уникальную возможность оценить эти замечательные постановки. На Исторической сцене будут показаны: 27 июля – «Дон Жуан, или Наказанный распутник», 29 и 30 июля – «Катарина, или Дочь разбойника»; на Новой сцене – 31 июля и 1 августа – «Лакме».
Большой и Красноярский оперный имеют давние связи, точнее первый стоял у самых истоков создания второго. По распоряжению Совета министров РСФСР от 30 декабря 1976 года в Красноярском крае создаётся театр оперы и балета. Выделяется репетиционная база, начинается строительство здания, а главное – ведется поиск и «сбор» труппы, закупка и создание необходимого оборудования. Немаловажная роль в формировании нового театрального организма отводится Большому театру. Два театра заключают договор о сотрудничестве, предполагающий выступления артистов Большого в спектаклях Красноярского театра и артистов Красноярского – в спектаклях Большого, формирование в недрах Большого театра постановочных групп для выпуска спектаклей в Красноярске, регулярные технические консультации работников художественно- постановочной части Большого и даже регулярный обмен годовыми и перспективными репертуарными планами. Договор был подписан в 1978 году, в дни открытия нового театра, директорами, со стороны Красноярского – Юрием Дементьевым, который на момент своего назначения на столь ответственный пост являлся солистом оперной труппы Большого театра. Большой подарил Красноярскому оперному комплект инструментов для оркестра, артисты Большого действительно регулярно выступали в спектаклях Красноярского театра, технические службы проводили консультации, режиссеры наезжали готовить к выпуску спектакли.
Не прервалась связь между нашими театрами и в новейшее время, хоть и приобрела другой – личностный – характер. В 2003 году, спустя четыре года после успешного дебюта в качестве хореографа-постановщика, художественным руководителем балетной труппы Красноярского оперного назначается Сергей Бобров. Руководство его было признано таким успешным, что еще через три года он становится уже худруком всего театра. Между тем, начинал этот уважаемый маэстро в Большом, где сделал весьма заметную карьеру танцовщика (1981-2001) и очень скоро стал пробовать себя и в качестве хореографа, привлекая к участию в своих балетах артистов родного театра. Неоднократно участвовала в выпуске спектаклей Красноярского театра – в трех ипостасях (хореограф-постановщик, ассистент хореографа и оперный режиссер) бывшая ведущая характерная солистка балетной труппы Большого Юлиана Малхасянц. Именно Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц осуществили постановку балета «Катарина, или дочь разбойника», разработав также музыкальную драматургию этого спектакля. Сценографом-постановщиком и художником по костюмам на этом проекте тоже выступили «наши» люди – Альона Пикалова и Елена Зайцева, постоянные художники Большого театра. И в списках приглашенных солистов как балетной, так и оперной трупп, вывешенных на сайте Красноярского театра, очень большой процент составляют артисты именно Большого.
Совсем недавно завершился Международный конкурс артистов балета в Москве, традиционно проходивший в Большом, – и вновь Красноярский театр напомнил о себе, получив в свой актив два диплома (М. Пелиццони и Г. Болсуновский) и вторую премию (Е. Свинко).
Свои первые – и такие масштабные – гастроли в Москве на сценах Большого театра Красноярский театр оперы и балета посвящает 60-летию Дмитрия Хворостовского, имя которого с честью носит вот уже четыре года.
А вот так сам Красноярский оперный представляет предстоящие гастроли на своем сайте:
«Дон Жуан, или Наказанный распутник»
Спектакль увидел свет рампы в октябре 2021 года, став центральным событием Фестиваля Дмитрия Хворостовского. Художественный руководитель Фестиваля Антон Левахин собрал впечатляющую постановочную команду, в которую вошли дирижер Петер Феранец (Словакия), режиссер Михаэль Штурмингер (Австрия), сценографы и художники по костюмам Ренате Мартин (Германия) и Андреас Донхаузер (Австрия), художник по свету Эй Джей Вайссбард (США), художник Ахсар Муриев (Россия), педагог-концертмейстер Кристиан Кох (Австрия) и режиссер-ассистент Ирина Лычагина (Россия). Каждый из них профессионал высшей пробы, сотрудничающий с крупнейшими международными институциями.
Для Михаэля Штурмингера «Дон Жуан» – это «дитя темноты», «ночное» произведение искусства, сумрачная игра в неопределенном месте. Двери зданий крепко заперты, но когда они неожиданно распахиваются, нам открываются грандиозные, ярко освещенные бальные залы для необузданных и пышных праздников любого рода, где люди одеты в платья из редких ценных тканей и камней. Они мерцают и переливаются, меняют цвета и фасоны, гендер и исторический фон – маски сорваны, костюмы сняты – но нам не дано определить, кто есть кто».
«Катарина, или Дочь разбойника»
Балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» – отважный просветительский проект КГТОиБ, впервые в России предъявляющего публике забытый более чем на сто лет балет из наследия выдающегося хореографа, либреттиста, автора знаменитой «Жизели» Жюля Перро. История этого балета началась в Лондоне (1846), продолжилась в Милане (1848), а вскоре «Катарину» увидели и в России. Постановкой на сцене санкт-петербургского Большого театра (1849) занимался сам автор. Годом позже спектакль перенесли на сцену Большого театра Москвы. Спустя более века – последняя постановка в Большом датируется 1895 годом – «Катарина, или Дочь разбойника» вновь в Москве.
Хореографы-постановщики – заслуженные артисты России Юлиана Малхасянц и Сергей Бобров. Музыкальный руководитель – Иван Великанов. При подготовке спектакля использованы исследования специалиста по творчеству Жюля Перро Ольги Федорченко (Санкт-Петербург); изучены эскизы костюмов и декораций из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театральной и музыкальной культуры. Реконструкцию оркестровой партитуры на основе сохранившихся партий и клавиров Цезаря Пуни по заказу театра осуществил Петр Поспелов.
«Лакме»
Редко исполняемая в России опера Лео Делиба «Лакме» – одна из премьер Красноярского театра оперы и балета сезона 2021/22, осуществленная народным артистом России дирижером Александром Рудиным и режиссером, дипломантом II Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Сергеем Новиковым: «Лакме» – уникальное название, которое почти никто не знает, но музыку слышали практически все. Опера написана Лео Делибом в период моды на восточный колорит. Но сюжет опередил свое время, и через 30 лет, в начале XX века, тему столкновения западного и восточного образов жизни и мысли подхватит Джакомо Пуччини в «Мадам Баттерфляй», которая станет хитом мирового репертуара. Наша постановка «Лакме» ставит вопрос о необходимости внимания и бережного отношения друг к другу. Иначе даже людям, которых мы полюбили, можно нанести смертельную обиду».