Ла Скала в Большом!10.09.2016
Началом многолетней дружбы и сотрудничества между Большим и театром Ла Скала стали московские гастроли миланской оперной труппы, состоявшиеся в 1964 г. (Ла Скала первым среди крупных западных театров приехал в СССР после окончания Второй мировой войны). Чуть позже, в 65-м, с ответным визитом в Милан отправилась и оперная труппа Большого. В XX веке столь же масштабные обменные гастроли (несколько спектаклей и концерты) имели место еще два раза – в 1973/74 гг. и в 1989 г.
Сцена из спектакля. Фото: Brescia e Amisano © Teatro alla Scala. Недаром ее редко ставят: «Симон Бокканегра» – опера трудной судьбы. Премьера состоялась 12 марта 1857 г. в венецианском театре Ла Фениче – и провалилась с треском (та же история повторилась на последовавшей в 1859 г. премьере в Ла Скала). «Я думал, что написал нечто приличное, но, оказывается, я ошибся», — недоумевал композитор. Более всего неблагоприятных отзывов «заслужило» либретто: многие находили его слишком мрачным, тяжеловесным и бездейственным, — и одновременно запутанным, из-за чего трудно было понять, что происходит на сцене. Для Верди же, трепетно относившемуся к этому не имевшему успеха творению, всегда оставался притягательным центральный образ («в этом Симоне есть нечто своеобразное», — писал он своему первому либреттисту Франческо Пиаве в 1856 г.). Симон Бокканегра — реальное историческое лицо, корсар, который в результате восстания был избран в 1339 г. первым пожизненным дожем Генуи. Он сумел смягчить раздоры между враждующими партиями и стал выдающимся правителем, сделав Геную могущественным государством. Но в опере он не только отважный герой и мудрый правитель, но и глубоко страдающий человек, который в момент обретения власти теряет самое дорогое в своей жизни: единственную дочь и возлюбленную. Глубокая внутренняя драма героя стала тем ценным зерном, которое побудило композитора через двадцать пять лет попытаться возродить «незадачливого Бокканегру». «Я согласен с тем, что стол хромой, но считаю, что, если прибавить к нему какую-то ножку, удержаться он сможет», — писал Верди своему новому либреттисту из Генуи (!) в 1880 г. (идея пригласить для переработки этого сочинения молодого талантливого композитора и либреттиста Арриго Бойто, уже известного благодаря опере «Мефистофель», принадлежала другу композитора миланскому издателю Джулио Рикорди). В новой версии композитор и либреттист отказались от многих сценически эффектных номеров, не имевших отношения к развитию драмы: прелюдии к опере, балета африканских корсаров и др. Некоторые сцены (лучшие) были написаны заново. В первую очередь впечатляет грандиозная сцена в Сенате (финал I акта), достигающая невероятного эмоционального накала в кульминации – проклятии предателя Паоло (несомненного предшественника вердиевского Яго), и контрастом следующая за ней сцена-монолог того же Паоло, всыпающего яд в кубок дожа (начало II акта). В результате, изменения в партитуре оказались настолько существенны, что, можно сказать, композитор полностью переписал треть всей музыки. Но что не менее важно, из оперы с традиционной для XIX века номерной структурой «Симон Бокканегра» перевоплотился в музыкальную драму с непрерывным «сквозным» действием. Изменился сам характер музыкального письма, он приобрел психологизм и тонкость, присущие стилю зрелого Верди. Именно эта опера стала предтечей последних шедевров мастера — «Отелло» и «Фальстафа». Премьера новой редакции прошла в Ла Скала 24 марта 1881 г. с большим успехом. При жизни автора главный оперный театр Италии обращался к этой версии еще дважды (в 1882 и 1890 гг.), и в XX веке сохранялся устойчивый интерес к этому произведению. Нынешняя сценическая версия — совместная постановка Ла Скала и Берлинской государственной оперы (премьера состоялась в 2010 г.). Это красивый и величественный спектакль, своей богатой цветовой палитрой родственный полотнам итальянских мастеров. Благородно простая, немного условная сценография Паоло Бислери, яркие «квазиисторические» костюмы Джованны Буцци, несколько статичная, но внимательная к исполнителям режиссура Фредерико Тьецци, — фокусируют внимание на психологической выстроенности мизансцен, выявляющих характеры персонажей. Исполнить заглавную партию на сцене Большого театра приглашен прославленный баритон Лео Нуччи, один из крупнейших мастеров бельканто и лучших исполнителей баритоновых партий в операх Джузеппе Верди. Его главным политическим соперником (Якопо Фиеско) выступит русский бас Михаил Петренко, солист Мариинского театра, уже выступавший и в спектаклях Большого («Руслан и Людмила»), и с театром Ла Скала («Реквием» Верди). Единственную в этой «мужской» опере главную женскую партию исполнит блестящая актриса и великолепное сопрано Кармен Джаннаттазио, а в роли Габриэле Адорно занят темпераментный итальянский тенор Фабио Сартори. Серией спектаклей в Большом театре дирижирует маэстро Мунг-Вун Чунг, выдающийся дирижер универсального репертуарного и стилистического диапазона, имеющий репутацию непревзойденного интерпретатора вердиевских опер. Гастроли Ла Скала практически немыслимы без «Реквиема» Верди еще и потому, что концертная жизнь этого гениального сочинения началась именно в его стенах. «Реквием» Верди, — единственное крупное сочинение маэстро, не предназначенное для оперной сцены, — посвящен памяти классика итальянской литературы и борца за независимость Италии, Алессандро Мандзони, перед личностью и творчеством которого Верди преклонялся: «Непосредственный импульс, вернее, необходимая потребность сердца заставляет меня сделать все, что в моих силах, чтобы почтить память этого великого мужа». Впервые под управлением автора Missa da requiem исполнялась 22 мая 1874 г. в миланской церкви Сан-Марко, а через несколько дней с огромным успехом прошли три концертных исполнения в театре Ла Скала. Наследуя традициям старых итальянских мастеров церковной музыки, в этом романтическом, по сути, сочинении Верди говорит привычным ему музыкальным языком, и язык этот так же экспрессивен и образно-конкретен, как и язык его лучших опер. Это гигантское полотно, поражающее мощью и трепетом, драматизмом и тонкой лирикой. «В этой музыке постоянно присутствует человек со своими страхами, экстазами, мольбами и слезами, со своими душевными подъемами и тревожной тоской, — писал Дж.Ронкалья. — Маэстро раскрывает перед нашим воображением ряд картин, столь различных по форме, с такой интенсивностью колорита, с такими врезающимися ритмами и столь проникновенными мелодиями, что картины эти приводят на память драматическую кисть Тинторетто и порой заставляет вспомнить некоторые сильнейшие страницы дантовской «Божественной комедии», а порой — «Страшный суд» Микеланджело». Гениальное сочинение великого итальянца исполнят Мария Хосе Сири (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Франческо Мели (тенор), Дмитрий Белосельский (бас), хор и симфонический оркестр театра Ла Скала под управлением выдающегося маэстро Риккардо Шайи, который с 2015 г. является музыкальным руководителем театра. 15 сентября Филармонический оркестр Ла Скала и маэстро Риккардо Шайи дают единственный симфонический концерт, программу которого составят сочинения Луиджи Керубини, Джузеппе Верди и Джоаккино Россини. Филармонический оркестр Ла Скала был основан по инициативе Клаудио Аббадо в 1982 г. с целью дополнить и развить богатейшие традиции театра Ла Скала. На протяжении всей его истории за дирижерским пультом выступали выдающиеся дирижеры, такие, как Жорж Претр, Лорин Маазель, Вольфганг Заваллиш, Карло Мария Джулини, Леонард Бернстайн, Джузеппе Синополи, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Сейджи Озава, Риккардо Мути, Мунг-Вун Чунг, Геннадий Рождественский, Семен Бычков. Постоянно гастролируя, демонстрируя исполнительское мастерство высочайшего уровня, коллектив заслужил репутацию одного из лучших мировых оркестров. Распечатать
|