В 2019 г. Ростовский музыкальный театр отмечает юбилей. Двадцать лет назад театр музыкальной комедии (его летоисчисление ведется с 1919-го) переехал в новое здание и заодно получил новое имя — Ростовский государственный музыкальный. Современное здание, силуэтом напоминающее рояль с открытой крышкой (архитекторы Л. Лобак, Г. Дуков, В. Хафизов), вмещающее две сценические площадки, — главный центр музыкально-театральной жизни города. Жанровый диапазон его отличается чрезвычайным разнообразием: здесь ставятся оперы, балеты, мюзиклы, оперетты, детские спектакли и даются симфонические и камерные концерты. За двадцать лет пребывания в новом статусе и в новом здании было сыграно 119 премьер.
Сотрудничеству Большого и Ростовского музыкального театра более десяти лет. Начало ему положили большие трехнедельные гастроли нашего театра (в рамках программы «Большой театр — России»), состоявшиеся в 2007 г. В гастрольную афишу тогда вошли оперы – «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева и «Макбет» Дж. Верди, два полнометражных балета – «Спартак» А. Хачатуряна и «Раймонда» А. Глазунова и три одноактнх – «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе-Р. Щедрина, «Серенада» на музыку П. Чайковского и «В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса. Кроме того, было исполнено еще «Всенощное бдение» С. Рахманинова. В 2015 г. последовал ответный визит Ростовской оперной и балетной труппы с двумя спектаклями — оперой «Фауст» Ш. Гуно и балетом «Драма на охоте» на музыку П. Чайковского (хореография бывшего блистательного премьера Большого Алексея Фадеечева, в чьей редакции в нашем театре идет балет «Дон Кихот»).
Ныне из Ростова-на-Дону прибывают три необычные постановки.
«Жанна д’Арк» (1845 г.), ранняя опера Джузеппе Верди, предшественница первых шедевров композитора – «Риголетто» и «Травиаты». Спектакль сразу же стал визитной карточной Ростовского театра, поскольку именно он впервые в России сыграл премьеру этой оперы — 17 июня 2016 г. Знаменитая легенда об Орлеанской деве (она же вдохновила Чайковского на создание одноименной оперы) благодаря фантазии либреттистов предстала в довольно смелом и неожиданном ракурсе. И конечно, она была призвана стать прежде всего роскошным зрелищем — с эффектными декорациями и костюмами, грандиозными массовыми сценами и чарующей музыкой, которая при всей ее удивительной красоте и естественности технически весьма непроста, особенно для исполнителей сольных партий. Ростовский театр занял в этом спектакле почти всю оперную труппу (к премьере были подготовлены четыре состава солистов, хотя в Москве выступит, конечно, только один), хор, балет и даже Детскую хоровую капеллу.
Народная музыкальная драма Модеста Мусоргского «Хованщина» – в репертуаре Ростовского театра с прошлого года. Эта постановка прославилась тем, что воссоздает до того в России никогда не исполнявшийся финал в оркестровке Игоря Стравинского, сделанной в 1913 г. в Париже по заказу Сергея Дягилева для «Русских сезонов». Позже этот переоркестрованный финал был утерян. Для того чтобы восстановить малоизвестную редакцию, музыковед Ярослав Тимофеев (лауреат Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс»-2015, которая присуждается в рамках – опять-таки – Дягилевского фестиваля, что в Перми) провел настоящую исследовательскую работу, изучая рукописные фрагменты и черновики Стравинского в музеях Парижа, Санкт-Петербурга, Базеля и других городов.
Cейчас это кажется невероятным, но первый балет — «Жизель» А. Адана – был представлен в Ростовском театре всего восемнадцать лет назад, в марте 2001 г. И вскоре после этого поистине судьбоносного события здесь появилась своя балетная школа, а некоторое время назад получил старт Международный фестиваль балета имени Ольги Спесивцевой (великая балерина родилась в Ростове). Фестиваль «номер два» проходил в нынешнем году – и открылся он как раз премьерой балета «Эсмеральда» (музыка Ц. Пуни, Р. Глиэра и С. Василенко) 31 мая. Знаменитый балет Владимира Бурмейстера перенесли на ростовскую сцену балетмейстеры-постановщики из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Маргарита Дроздова и Михаил Крапивин. Ведущие партии — на премьере и на гастролях — «поделили» ведущие солисты Ростовского театра Мари Ито и Анатолий Устимов и солисты балета петербургского Михайловского театра (звездная пара фестиваля Dance Open) Ирина Перрен и Марат Шемиунов.