Большой балет закончил выступления в Торонто и продолжил гастроли в Оттаве.

23.05.2012

Большого успеха достигает «Лебединое озеро» Большого балета

Большой балет называет свои нынешние гастроли в Северной Америке «Большим турне». Труппа прибыла в Торонто на этой неделе впервые после тридцатитрехлетнего отсутствия, отметив свое возвращение показом неизменно популярного «Лебединого озера». И на представлении, во вторник вечером открывавшем гастроли, хоть оно и оказалось не без греха, действительно были моменты подлинного величия.

Балет, написанный Чайковским, своими корнями уходит в Большой театр. Он был впервые поставлен для этой труппы в 1877 г. Мариусом Петипа и Львом Ивановым (премьера «Лебединого озера» действительно состоялась в Большом театре в 1877 г., однако этот спектакль был поставлен В. Рейзингером, постановка М. Петипа и Л. Иванова была осуществлена в 1895 г. в Мариинском театре — ред.). Бесчисленное множество хореографов с тех пор продемонстрировало свой личный подход к этому балету. И данная конкретная редакция явилась результатом переработки, предпринятой в 2001 г. бывшим артистическим директором Юрием Григоровичем.

Буквально «Bolshoi» означает большой. И с того самого момента, как открывается занавес, становится ясно, что труппа оправдывает свое имя. Все в этой редакции производит большущее впечатление: от количества занятых в постановке танцовщиков до массивных декораций и богато украшенных средневековых костюмов, переливающихся золотом и серебром.

Нет здесь и недостатка в очень впечатляющих танцах. В самом начале показанного во вторник спектакля гибкий Вячеслав Лопатин заставил публику задохнуться от удивления серией своих лихорадочных прыжков и чистых, аккуратных вращений. В партии Шута он источает шарм и харизму: просто невозможно отвести взгляд, когда он находится на сцене, и, будучи небольшого роста, он оставляет очень большое и запоминающееся впечатление.

Владислав Лантратов-Злой гений также весьма впечатляет (эта партия зрителям, которые видели редакцию Национального балета Канады, известна как партия Ротбарта). Он персонаж, который ответствен за испытание Зигфрида на верность Одетте и который вызывает те страшные разрушения, когда Принц нарушают свою клятву, увлекшись ее черным двойником Одиллией. Лантратов сообщает интригу и мощь этой мелодраматической роли.

Ничего особенно плохого нельзя сказать и о Руслане Скворцове — исполнителе партии Принца Зигфрида. Физически Скворцов выглядит просто как квинтэссенция балетного принца. Он обладает глубоким плие, высоким прыжком и изысканными линиями. Но по сравнению с масштабными, уверенными выступлениями других танцовщиков его исполнение выглядит несколько банальным. Практически никогда не ощущаешь ни его страсть к Одетте, ни тревогу, когда он ее теряет.

Это оставляет Марии Александровой — Одетте-Одиллии очень мало простора для работы над драматической стороной роли. Неважно — она очаровывает публику своими неправдоподобно длинными руками, которые грациозными волнами плывут сквозь пространство, так что начинаешь забывать о недостатке «химии» в этом дуэте. Она демонстрирует полный контроль и силу и заставляет требующую исполнительского мастерства хореографию казаться нетрудной. С «брендом» 32 фуэте она расправляется с большей уверенностью и скоростью, чем мне когда-либо приходилось видеть доселе.

Было еще несколько потрясающих выступлений, включая Невест, которые соперничали, добиваясь любви Принца, в своих сольных танцах. Каждая танцовщица здесь сверкает, подтверждая, что Большой оправдывает свою репутацию театра, обучающего артисток прыгать высоко и далеко.

И — шляпы долой перед гигантским женским кордебалетом. Почти в сокрушительном количестве — 28 лебедей — он заполняет сцену. Эффект от стольких движущихся в идеальном согласии блестящих пачек поистине поразительный.

Ирония судьбы: в то время как танцовщиков на сцене было больше, чем привыкла видеть в «Лебедином озере» публика Торонто, музыкантов в оркестровой яме было как раз гораздо меньше. В результате, оркестр звучал жидко, и та берущая за душу атмосфера, которую часто ощущаешь, слушая знаменитую музыку Чайковского, чувствовалась не всегда.

В общем, это большой подарок канадским любителям танца — приезд в город подобных всемирно известных трупп. В прошлом году это был Мариинский театр. В нынешнем — это Большой, балет Парижской оперы и Королевский балет, считайте это известие вашим персональным приглашением.

Большой балет показывает «Лебединое озеро» в Центре исполнительских искусств «Сони» г. Торонто до 19 мая. Затем труппа направится в Оттаву, где даст несколько представлений балета «Дон Кихот» — с 23 по 26 мая.

Дана Глассмен
«Нэшнл пост», 16.05.2012

Перевод Натальи Шадриной