«Спящая красавица». Большой балет. DVD
Компания BelAir Classiques выпустила DVD с записью «Спящей красавицы» в исполнении Большого балета. Спектакль, поставленный в 2011 г. в ознаменование открытия обновленного здания Большого театра, которое было закрыто в течение шести лет, являет собой великолепное пиршество для любого горячего поклонника искусства танца. А заодно и тектонический сдвиг в подборе исполнителей, поскольку представляет дебют в Большом американского артиста — Дэвида Холберга, незадолго до того приглашенного художественным руководителем Сергеем Филиным вступить в священные ряды этой труппы. В новой редакции вечной классики, пересмотренной и возрожденной хореографом Юрием Григоровичем, с ним танцует знаменитая балерина Большого Светлана Захарова.
Фильм снимался в самом Большом театре, так что зрителю дается возможность совершить туда виртуальный визит и стать свидетелем действия в самых разных его аспектах. В сущности, метод съемки позволяет увидеть сцену и происходящее на ней во множестве ракурсов, делая, к удовольствию зрителя, зримой геометрию парадной хореографии Петипа и красоту линий, продемонстрированную обоими солистами и группами танцовщиков — как в отдельных ансамблях, так и в формировании ансамбля всей труппы.
Это очень пышная, роскошная постановка. Точность и чистота классических линий и техники имеют первостепенное значение — это настоящий русский подход и в частности подход Большого, — и они отшлифованы так, что «на выходе» обходится без каких-либо уловок и трепетаний. Если точность, сплоченность и плавность движений кордебалета считать знаком превосходства балетной труппы, то Большой балет щедро демонстрирует, что по праву занимает свое место среди немногих подобных драгоценных компаний.
Не вызывает никакого удивления, что Филин выбрал именно Холберга, чтобы предложить вступить в свою труппу. В этой экранной версии единственного представления премьер Американского театра балета оживляет картину и пленяет взор. В сольных вариациях его божественные гран жете, подобно ножницам из дамасской стали, покрывают все пространство сцены, при этом отличаясь мягчайшими приземлениями. Настоящий danseur noble — танцовщик-принц, Холберг очень внимателен и искусен в партнерстве, демонстрируя изрядную дозу грации и галантности. В третьем акте в па де де с ожившей Авророй он заканчивает антре отлаженным, как часы, каскадом движений, переходящих в «рыбку», — будто направляет руку дирижера, так же как и свою партнершу, настолько совершенным по форме выглядит хореографический рисунок. Холберг с его манерами принца безусловно здесь на своем месте, хотя надетый на него белый парик его и не очень красит.
Захарова в партии Принцессы Авроры являет собой балерину с великолепной техникой, как сталь, отточенной работой стоп и безукоризненными пируэтами, но недостаточно вытягивает запястья и кисти, чтобы в свою очередь тоже завершить законченную музыкальную фразу. У нее очаровательное лицо, и она исполняет свою роль с неподдельной мягкостью, но характеру ее персонажа недостает глубины. Она танцует технически блестяще, с полной отдачей для своей публики и с пиететом по отношению к партитуре Чайковского, но ее взаимоотношения с Принцем несколько пресноваты, если вообще заметны.
Из других легко узнаваемых персонажей, что заполняют сцену в «Спящей красавице» Петипа, в этой записи запоминаются — Мария Аллаш, чье исполнение Феи Сирени привлекает внимание сочетанием сострадания и повелительности; Алексей Лопаревич со своими таинственными крысами рисует нам очаровательно угрожающую, пусть и несколько театрально-вычурную Карабос; а Нина Капцова и Артем Овчаренко в па де де Флорины и Голубой птицы демонстрируют внутреннюю музыкальность, когда легкость сочетается с твердой, как скала, уверенностью исполнения. Овчаренко длит движения и выдает почти пневматическую элевацию, как будто обнимая и заключая в себя музыку Чайковского, в то время как Капцова-Принцесса Флорина вносит свою лепту в замысловатую плотную вязь этой довольно-таки коварной хореографии.
Достойны похвалы также те солистки труппы, что в первом акте танцуют вариации фей; каждая из этих вариаций есть тест на владение техникой классического балета, каждая требует тонкости исполнения и железобетонной дисциплины. И во всем этом не было недостатка. Также обращают на себя внимание роскошные декорации Эцио Фриджерио и более четырехсот костюмов, созданных Франкой Скуарчапино. Они пышны, но не перегружены украшениями, в них скорее превалирует класс, а не блеск, что соответствует прославленным традициям этой труппы и этого балета.
Луиз Фойстер
"Индепендент дэнс ревьюз«/Independent Dance Reviews, 11 ноября 2012 г.(Оценка: четыре звезды)
Московская «Красавица»
Кто бы мог подумать лет десять-двадцать назад, что в Большом, словно в Париже или Ла Скала, можно будет увидеть «Спящую красавицу», декорированную Эцио Фриджерио и Франкой Скуарчапино? Но на этом и хватит о старомодных, тяжеловесных, словно запыленных декорациях, которые слишком уж долгое время сопровождают показ достижений замечательной русской балетной школы. Вот уже несколько лет Большой так же, как и Мариинский, ни в чем больше не уступает своим крупным европейским или американским коллегам. Не уступают и танцовщики, и танцовщицы — ни в эстетике, ни в технике танца. Эта крещенная Юрием Григоровичем «по Петипа» «Красавица», во многом довольно отличающаяся от той, которую, тоже по Петипа, поставил Нуреев для балета Парижской оперы и которая всегда вызывает восторг, — балет ударный, приятный для глаз и прекрасно станцованный Светланой Захаровой и американской звездой Дэвидом Холбергом.
Захарова великолепна в самом мельчайшем своем жесте. Холберг производит впечатление качеством прыжков и музыкальностью — и внешним видом, поэтическим и юным. Замечательный вечер классического танца в русском духе и великолепный урок стиля.
Жерар Маннони
Altamusica.com, ноябрь 2012 г.
Перевод Натальи Шадриной