Десять лет с Большим театром!

21.04.2013

Интервью накануне творческого вечера ведущей балерины Большого Светланы Захаровой.

— Ровно десять лет назад, в 2003 году, вы стали балериной Большого театра.
Помните, как Большой впервые появился в вашей жизни?

— По-моему, это был первый год работы в Мариинском театре, мне было 17 лет. К тому времени я уже станцевала «Жизель», и меня пригласили исполнить па де де из этого балета на гала-концерте, посвященном Марису Лиепе. И вот я впервые оказалась в Москве, на сцене Большого театра. Помню, что очень сильно волновалась. Это было как во сне. Все вокруг вертелось с невероятной скоростью. И очень быстро закончилось.

Приглашения перейти в труппу Большого поступали неоднократно. Первое пришло всего через три месяца после того, как я оказалась в Мариинском театре. Владимир Викторович Васильев предлагал мне принять участие в его постановке «Лебединого озера». Но я хорошо понимала, что еще не готова.

Когда же меня пригласили в четвертый раз — уже Анатолий Геннадьевич Иксанов, я почувствовала, что уже могу, что я готова, и согласилась, не задумываясь ни на минуту.

— Помните свой первый спектакль в качестве балерины Большого театра?

— Гораздо больше запомнилась моя первая премьера — возобновление балета «Дочь фараона». Как только я перешла в труппу Большого, мы начали репетировать с Сергеем Филиным под руководством Пьера Лакотта. Мы очень много работали, довольно быстро вышли на премьеру — и сразу запись на DVD. «Дочь фараона» — очень красивый балет, к тому же эксклюзив Большого театра. А партия Аспиччии стала одной из моих самых любимых.

Через несколько лет, когда мы уже показали «Дочь фараона» и в Лондоне, и в Париже, я как-то высказала Людмиле Ивановне Семеняке свои сожаления о том, что был записан тот первый, премьерный спектакль, мне захотелось записать этот балет, когда он уже стал «моим» — с точки зрения и техники, и характера героини. И вдруг такое счастье — повторная запись и трансляция «Дочери фараона»! Моя мечта сбылась. Все-таки на премьере я сильно волновалась, мысли были, в основном, о технике, а сейчас я танцевала уже абсолютно полноценно и совсем с другой отдачей.

— Какие еще партии, исполненные в Большом, стали особенно любимыми?

— Конечно же, это Эгина в «Спартаке». Одетта-Одиллия (все-таки в Большом театре идет своя версия «Лебединого озера», и я прежде ее не танцевала). Очень интересная работа была с Джоном Ноймайером над балетом «Сон в летнюю ночь» — мне кажется, очень важно показывать нашей публике такие балеты. Еще я люблю «Русские сезоны» Алексея Ратманского. Любимых партий у меня много, но если говорить именно о знаковых спектаклях Большого театра — это, прежде всего, «Спартак». Когда я впервые увидела этот спектакль, впечатление было настолько сильным, что он до сих пор стоит у меня перед глазами. И тогда я сказала себе, что хочу его танцевать. Конечно, все думали, что я станцую Фригию — лирическую героиню. А я поставила себе цель доказать (прежде всего, самой себе), что я могу исполнить партию, которую от меня совсем не ждут. Это очень сложный спектакль. Партия Эгины требует не только актерского мастерства и правильного внутреннего ощущения, но и большой физической выносливости. Конечно, с каждым спектаклем мне становилось легче и интересней, я все время нахожу здесь что-то новое. «Спартак» — особенный спектакль. Не зря все так любят его танцевать, несмотря на сложность, — образы очень сильные, яркие.

Еще одна интересная работа — балет «Юноша и смерть» Ролана Пети. В работе над ролью Смерти (очень яркой и непростой) я постаралась выполнить все пожелания самого Ролана Пети, и после первой репетиции он сказал: «Вы можете уже завтра танцевать этот балет». «Юноша и смерть» — не совсем балет в общепринятом смысле слова, это скорее драматическое действо, он требует игровых качеств и того самого актерского «нутра». Танцевать его очень тяжело — столько отрицательной энергии через тебя проходит, что потом надо долго приходить в себя.

Очень интересная работа идет у нас сейчас — параллельно с подготовкой к моему вечеру я репетирую партию Татьяны в балете Крэнко «Онегин». Приехали потрясающие ассистенты хореографа! То, как они рассказывают и показывают, просто невероятно! Мы приходим в репетиционный зал и забываем обо всем на свете, получая от работы огромное наслаждение: от атмосферы, по-настоящему творческой, от того, как этот балет сделан. «Онегин» — это не только танец (хотя здесь есть достаточно сложные технически моменты), это настоящие, живые человеческие эмоции — сильные и очень хорошие. В балетном театре не так много по-настоящему драматических спектаклей. А этот именно такой — живой, мощный, настоящий спектакль.

Я хочу сказать огромное спасибо руководству театра и всем тем людям, которые приложили усилия для того, чтобы эта работа состоялась. Немногие знают о том, как сложно договориться с Фондом Крэнко о приобретении прав. Переговоры шли не один год — и вот, наконец, увенчались успехом. Для нас огромное счастье и радость, что на сцене Большого театра будет идти этот великий балет на великую музыку Чайковского. Пушкин обязательно должен быть в Большом театре — не только в опере, но и в балете!

— Как родилась идея вашего творческого вечера?

— Все началось с «Маргариты и Армана». Год назад я впервые станцевала этот спектакль в театре Ла Скала. Меня тогда просто переполняли эмоции как от самой партии, так и от спектакля. Казалось бы, довольно большой роман легко вместился в короткий одноактный балет и остался ясным и понятным. Особых технических сложностей в балете нет — в нем идет очень яркая, настоящая жизнь с живыми эмоциями. Радость и слезы, счастье и большая драма — все очень близко, одно переходит в другое. Когда я станцевала этот спектакль в Ла Скала, у меня возникла навязчивая идея: станцевать его в Москве, на сцене Большого театра. Благодаря этому и родился творческий вечер: я подумала, что вокруг «Маргариты и Армана» надо создать какую-то красивую историю — так идея станцевать одноактный спектакль переросла во что-то более важное. Что касается Армана, я сразу подумала о Сергее Полунине. Другого партнера даже не рассматривала. Сергей -прекрасный танцовщик и очень сильный актер, а Арман — одна из его лучших ролей. На мой взгляд, эта роль у него получается, как ни у кого.

— Однако это далеко не единственный сюрприз вашего вечера!

— 
Во втором отделении будет дивертисмент с участием звезд мирового балета. Я готовлю две премьеры. Это современный номер в хореографии Владимира Варнавы на музыку Арво Пярта — я буду танцевать его в дуэте с самим хореографом. Второй номер поставил Йохан Кобборг.

В третьем отделении — «Бриллианты» Джорджа Баланчина. Впервые я станцевала этот балет еще в Мариинском театре, а в нынешнем году впервые исполнила его в Большом. Это очень родной для меня балет, хотя и очень тяжелый — он требует идеальной «огранки».

Я очень рада, что Большой, давно ставший для меня родным, проводит уже мой третий творческий вечер, давая возможность показать московской публике значимые для меня работы и новые номера, которые, надеюсь, наши зрители тоже оценят по достоинству.

Интервью Александре Мельниковой