CriticalDance открывает новую звезду Большого балета23.07.2017
Фестиваль Линкольн-центра: «Драгоценности», самоцветы и поразительный бриллиант
<...>И явились «Бриллианты». Сопротивление, которое часто вызывали у меня годами виденные представления «Бриллиантов», объясняется тем, что балерина – по крайней мере, в начальных сценах – может быть слишком сильно похожей на Одетту: образ чересчур окрашен печалью или, что еще хуже, отдает чрезмерным пафосом. Конечно, внутренне присущее им чувство потери возникает сразу, но «Бриллианты» и ведущая балеринская партия в них в гораздо большей степени есть торжество того, что было (и что, как показано будет чуть позже, до сих пор существует), чем стенания об утраченном искусстве или утраченной эпохе. Часто приходилось видеть, как «Бриллианты» от начала до конца танцуют с большим благоговением. Конечно, изначально подразумевается, что этот балет в целом и есть нечто, выражающее благоговение, но скорее «прославляя», нежели «очерчивая границы». Во вчерашнем дневном спектакле пафоса не ощущалось ни капли. И любое проявление почтения выглядело совершенно уместно, как и должно быть в этом балете: дань признания наследию – и никуда не исчезающее совершенство. Для меня вчерашний дневной спектакль Большого был во всех отношениях именно таким, каким, предполагается, он и должен быть. И выступление Ковалевой в партии балерины было именно таким, каким, предполагается, оно и должно быть. Что касается техники, на мой взгляд, она все выполнила безукоризненно. И это было не просто выполнение движений, но танец изысканный, музыкальный и с отточенной фразировкой. Выступление Ковалевой, однако, было гораздо более наполненным, чтобы можно было дать ему исчерпывающее описание при помощи одних лишь только технических подробностей. В ней чувствуется лучащаяся безмятежность, ощутимая с первой минуты, почти божественная в своем спокойствии и бесконечном обещании, так же как и теплота сценического существования (в этой роли по крайней мере), которая кажется абсолютно неподдельной. Чувствую себя немного неловко, изливая слова восхищения балериной, которую раньше не видел и о которой ничего даже не слышал, но ее выступление того заслуживает. Оно было таким совершенным (хотя я и не уверен, что мне точно известно, что это такое – «совершенное исполнение») и таким волнующим, что у меня слезы выступили на глазах. В буквальном смысле. Ок, за мной не задержится. Но я был не единственным зрителем с глазами на мокром месте. Это было очень особенное выступление, такое, что я был счастлив, что стал его свидетелем. Партнером Ковалевой был также артист кордебалета, и если бы я фокусировался на танцовщиках, а не на балеринах, то начал бы свою рецензию с него. Выступление Тисси стало почти таким же запоминающимся, как и выступление Ковалевой, особенно если учесть, насколько молод этот танцовщик. Его исполнение было тоже по-своему безукоризненным. Парящие прыжки, образцовые туры (никакого жульничества!) с окончанием в чистейшую пятую позицию. И в качестве партнера, за одним исключением, он был столь же безупречен. Два слова об исключении. В конце балета есть такой момент: балерина, стоя на пуантах, ожидает, когда партнер возьмет ее отведенную в сторону правую руку (за предплечье или сжатую кисть) и сообщит ей необходимое ускорение для вращения, и вот Ковалева стояла так в течение, как показалось, нескольких секунд, прежде чем Тисси достиг ее руки. Повтор комбинации, естественно, был сделан с задержкой. Это не было критично, и подозреваю, что большинство зрителей ничего такого не заметили вовсе, просто переход был чуть менее плавный, чем должен быть. Но только и всего – любой другой аспект выступления был на самой большой высоте. Конечно, можно сказать, что гений Баланчина и «Драгоценности» сами по себе сделали этот вечер таким прекрасным. Но каким бы блестящим хореографом ни был Баланчин и какой бы блестящей работой ни были «Драгоценности», вдохнуть в них жизнь может только блестящее исполнение. Таковым оно и было вчера вечером – исполнение Улд-Брахам и Эмана, Фэрчайлд, Райхлен и де Люса, и Ковалевой и Тисси. Что касается Ковалевой, едва ли она сможет скоро вернуться в Нью-Йорк. Мне хочется оценить ее способности в полном объеме и наблюдать, как она будет расти. Если смогу, буду ездить для этого в Россию. Часто. Этой юной балерине не может быть больше девятнадцати или двадцати лет. Какой у нее мощный потенциал! Я знаю, что она уже танцевала Мирту, партию, которая кажется не очень совместимой с теми качествами, что она продемонстрировала в «Бриллиантах», но изменчивость, как у хамелеонов, тоже есть часть того, что делает балерину великой. Или она сможет вернуться к нам… Авророй. Но какая бы это роль ни была, я всегда буду надеяться увидеть ее в этой роли. Джерри Хокман CriticalDance.org, 23.07.2017 Перевод Натальи Шадриной Алена Ковалева, Якопо Тисси. «Бриллианты» на сцене театра им. Дэвида Коха. Фото Костаса Какарукаса. Распечатать
|