Пресс-конференция, посвященная ходу реконструкции и реставрации основного здания Большого театра

04.03.2005

В пресс-конференции приняли участие руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура) РФ М. Е.Швыдкой, его заместитель В. С.Малышев, генеральный директор Большого театра А. Г.Иксанов, музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра А. А.Ведерников, художественный руководитель балетной труппы А. О.Ратманский, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Ю. Е.Мельников, руководитель ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" М. П.Исаев, главный архитектор проекта, представляющий ЗАО "Курортпроект", Н. Г.Шангин, генеральный директор ЗАО "СУИпроект" А. Б.Островский и Л. Циммерман, директор компании "Bosch Rexroth".

Открыл пресс-конференцию М. Е.Швыдкой, который сформулировал главную задачу готовящейся реконструкции: историческое здание театра, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, должно быть сохранено как памятник и в тоже время должно быть обеспечено самыми высокими современными театральными технологиями.

Генеральный директор Большого театра А.Г. Иксанов рассказал о тех процессах разрушения фундамента и здания, которые были зафиксированы только за истекший зимний период, и заявил, что реконструкция театра откладываться больше не может - дальнейшая эксплуатация здания опасна как для артистов, так и для зрителей. Он также напомнил, что территориально Большой театр занимает островное положение и его расширение возможно только за счет освоения нового подземного пространства. Здесь, подчеркнул он, не обойтись без трудностей, учитывая, что вблизи Большого театра - в подвалах здания Речфлота, за ЦУМом, на месте гостиницы "Москва" - уже ведутся или в скором времени начнутся вестись подземные работы. Поскольку нормальная творческая деятельность театра возможна только в условиях жесткого планирования, А. Г.Иксанов выразил надежду, что все работы по реконструкции и реставрации основного здания будут осуществлены в строго обозначенные сроки, что прежде всего зависит от стабильного и достаточного финансирования. По его словам на сегодняшний день выполнены все основные условия для начала работ: заключены контракты с генподрядчиком по строительным работам ЗАО "СУИ Холдинг" и компанией "Bosch Rexroth", которая будет поставлять и монтировать техническое оборудование, а также 17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

А. А.Ведерников и А. О.Ратманский рассказали об условиях, в которых сегодня на Основной сцене вынуждены работать артисты и затронули вопросы, связанные с акустикой и сценическим покрытием. Они также подчеркнули, что на время, пока Основная сцена будет закрыта, творческая жизнь театра не станет менее напряженной.

Участники пресс-конференции подробно описали проект реконструкции и реставрации здания Большого театра. Так, ведущий институт страны НИИОСП имени Н. М.Герсеванова во главе с академиком В. А.Ильичевым разработал подземную часть проекта. Предложенные институтом технологии являются наиболее щадящим методом укрепления фундамента существующего здания и использования подземного пространства. Они обеспечат сохранение исторического облика театра, зрительного зала, ряда других помещений, минимальное влияние на окружающую застройку, защиту от грунтовых вод.

Сложные гидрогеологические условия расположения театра обусловили использование методов стены в грунте и свай задавливания. Стена в грунте, которая идет по всему внешнему контуру театра, позволяет создать замкнутый объем. Стена углубляется на 24 метра и позволяет создать необходимое театру используемое пятиуровневое подземное пространство.

При проектировке подземного пространства были рассмотрены все возможные варианты, которые применяются в российской и мировой практике. Практически безальтернативным и наиболее оптимальным оказался вариант свай задавливания. Задавливание свай на глубину от 16 до 26 метров - это целый комплекс мероприятий, которые позволят свае держать нагрузку 80 тонн.

Руководитель ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" М. П.Исаев объявил о том, что, в соответствии с требованиями законодательства были проведены открытые международные конкурсы на различные виды работ с целью выбрать оптимального исполнителя для каждого из них.

В конкурсе на выбор поставщика сценическо-технологического оборудования участвовали три зарубежные компании: "Bosch Rexroth" (Германия), "Waagner Biro" (Австрия) и "Jass Tech" (Корея). Победителем стала немецкая "Bosch Rexroth", с которой в ноябре 2004 года был заключен контракт на сумму 190 млн. евро.

Компания "Bosch Rexroth AG" является стопроцентным дочерним предприятием фирмы "Robert Bosch GmbH", которая работает в 80 странах мира. Компания имеет штат сотрудников в составе 25 700 человек. Оборот в 2003 году достиг 3,7 млрд евро. Предприятие предлагает под торговой маркой Rexroth все современные технологии приводных механизмов, систем управления и перемещения, начиная с механики, гидравлики и пневматики и заканчивая электроникой, а также соответствующее сервисное обслуживание.

В международном открытом конкурсе на выбор генподрядчика по строительным работам участвовали четыре компании: АО "Напред" (Сербия и Черногория), ЗАО "Стройуправление №155", ЗАО "СУИ Холдинг" и Федеральное государственное унитарное предприятие специального строительства №5 при федеральной службе Спецстроя РФ (все - Россия). В январе 2005 года заказчиком реконструкции и реставрации ГАБТ был подписан контракт на реконструкцию и реставрацию второй очереди основного комплекса зданий Государственного академического Большого театра России с ЗАО "СУИпроект", выступавшим на конкурсе в составе ЗАО "СУИ Холдинг", на сумму 11.949.069.700 рублей.

Компания "СУИпроект", входящая в "СУИхолдинг", - один из лидеров московского строительного рынка. Основанная в 1988 году, компания специализируется на управлении крупными строительными проектами, а также занимается строительством и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. Среди реализованных проектов - комплекс зданий и сооружений, жилой комплекс и образовательный центр ОАО "Газпром", Центр православного наследия, жилые дома по индивидуальным проектам, административные здания.

Генеральный директор ЗАО "СУИпроект" А. Б.Островский рассказал, что некоторые виды работ по Большому театру настолько уникальны, что в мире существуют лишь одна-две компании, гарантированно способные выполнить их, и что ЗАО "СУИпроект" намеревается сотрудничать именно с ними.

К работам по сооружению стены в грунте, опоясывающей весь периметр Большого театра, планируется привлечь французскую фирму "Солетаншстрой". Фирма обладает наиболее компактным специализированным оборудованием, которое позволяет вести работы в самом центре такого мегаполиса, как Москва. Их специальная техника имеет ширину базы, то есть расстояние между колесами, всего 2, 8 метра, что сопоставимо с легковым автомобилем. В течение последних лет силами фирмы "Солетаншстрой" в Москве реализованы такие крупные проекты, как транспортные развязки на Волоколамском шоссе и Автозаводской улице, тоннели в Сокольниках и Лефортово, новый терминал в аэропорту Внуково и ряд других.

К работам по задавливанию свай предполагается привлечь российскую фирму "Балтий", также имеющую мировую репутацию. Ее уникальные возможности опробованы на строительстве защитных сооружений в Петербурге. Компания владеет технологией, которая позволяет осуществлять задавливание свай на глубину до 26 метров, что уже с успехом реализовано на зданиях Кремля, Щербаковских палат, главного корпуса МГТУ им. Баумана и предусмотрено проектными решениями по комплексу зданий Большого театра.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Ю. Е. Мельников сообщил о том, что Главгосэкспертиза готовит положительное заключение по проекту к 1 апреля 2005 года.

Участники пресс-конференции объявили о том, что подготовительные работы по реконструкции театра начнутся в апреле 2005 года. Театр закроется на реконструкцию 1 июля 2005 года, сразу по окончании сезона. Его открытие намечено на I квартал 2008 года. Общая сметная стоимость проекта составляет около 1 миллиарда долларов США.