Оле, Майя!
В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, и тем не менее росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. Побывав в конце 1966 г. на спектаклях Национального балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, она загорелась идеей пригласить на постановку балета «Кармен», о котором давно мечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо.
20 апреля 1967 г. на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — за двадцать дней. Великолепные метафорически-точные декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Б.А. Мессерер, главный художник МХАТ. В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Наталия Касаткина (Рок), Александр Лавренюк (Коррехидор). Дирижировал Геннадий Рождественский.
Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чем он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной), нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу. «Вы — предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. «Пояснения» к этому высказыванию можно найти в поэме А.А. Вознесенского «Портрет Плисецкой»: «В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи».
Хотя спектакль и не разрешили показать на «ЭКСПО»-67 в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетной труппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу «Кармен» набирала успех и в конце концов стала выезжать и на гастроли. Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики. «Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила», — говорила она.
«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного черный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала» (М. Плисецкая, из интервью газете «Большой театр», 11.2005).
«Рассказывая историю «Кармен», она обычно говорит, что Фурцева рекомендовала ей прикрыть ляжки. В «Спартаке», поставленном всего лишь через год, были точно такие же ляжки. Но этот балет был воспринят как абсолютно идеологически правильный. Дело было вовсе не в костюмах. Ее костюм создавал такой эффект, потому что она была гиперсексуальна на сцене. На этом строилась ее интерпретация роли. И это – в других ролях тоже – привлекало к ней тысячи людей. Само сочетание имперского кремлевского театра с такой вызывающей сексуальностью не могло оставить людей равнодушными» (А. Ратманский, из буклета к юбилейному вечеру, 2005).
Возобновленный в 2005 г. к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. Примерить на себя заглавную партию пожелали ведущие солистки Большого балета разных поколений, и в их числе Галина Степаненко, Мария Александрова, Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Ольга Смирнова. И, вне всякого сомнения, этот ряд еще будет продолжен!
Наталья Шадрина
20 апреля 1967 г. на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — за двадцать дней. Великолепные метафорически-точные декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Б.А. Мессерер, главный художник МХАТ. В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Наталия Касаткина (Рок), Александр Лавренюк (Коррехидор). Дирижировал Геннадий Рождественский.
Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Дмитрий Шостакович, о чем он сообщил в Министерство культуры. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной), нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу. «Вы — предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. «Пояснения» к этому высказыванию можно найти в поэме А.А. Вознесенского «Портрет Плисецкой»: «В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи».
Хотя спектакль и не разрешили показать на «ЭКСПО»-67 в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетной труппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу «Кармен» набирала успех и в конце концов стала выезжать и на гастроли. Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики. «Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила», — говорила она.
«На Кубе был интересный момент. Мы выступили, и к нам за кулисы явился с визитом Рауль Кастро. Он поздравил артистов. А Александра Лавренюка, исполнявшего роль Коррехидора, поприветствовал так: хэлло, коллега милитэр. Думаю, что этот немного черный юмор свидетельствовал о том, что он понял: это политический спектакль. Если и была в «Кармен» крамола для советской власти, то как раз эта, а не эротическая «подоплека». Впрочем, эротику та власть, как известно, тоже не жаловала» (М. Плисецкая, из интервью газете «Большой театр», 11.2005).
«Рассказывая историю «Кармен», она обычно говорит, что Фурцева рекомендовала ей прикрыть ляжки. В «Спартаке», поставленном всего лишь через год, были точно такие же ляжки. Но этот балет был воспринят как абсолютно идеологически правильный. Дело было вовсе не в костюмах. Ее костюм создавал такой эффект, потому что она была гиперсексуальна на сцене. На этом строилась ее интерпретация роли. И это – в других ролях тоже – привлекало к ней тысячи людей. Само сочетание имперского кремлевского театра с такой вызывающей сексуальностью не могло оставить людей равнодушными» (А. Ратманский, из буклета к юбилейному вечеру, 2005).
Возобновленный в 2005 г. к 80-летнему юбилею легендарной артистки, балет с тех пор продолжает свою вторую жизнь на сцене Большого театра. Примерить на себя заглавную партию пожелали ведущие солистки Большого балета разных поколений, и в их числе Галина Степаненко, Мария Александрова, Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Ольга Смирнова. И, вне всякого сомнения, этот ряд еще будет продолжен!
Наталья Шадрина
Распечатать