ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ,
в котором молодой художник ищет новые формы в искусстве

Близится к финалу бенефис народной артистки, прима-балерины Ирины Аркадиной. Во время аплодисментов к изумлению публики на сцене появляется неизвестный юноша, внося панику в ряды кордебалета и сотрудников театра. Это Костя Треплев, сын Аркадиной. Он срывает поклоны и пародирует академизм любимого балета матери. Охрана выдворяет «акциониста» со сцены. Занавес. За кулисами сотрудники театра успокаивают Аркадину и пытаются поймать провокатора. Аркадина просит доктора Дорна проверить сына на вменяемость и в наказание за хулиганство отсылает Костю в деревню.

Маленькая деревня. Маша встречается с Медведенко, странным существом, выдуманным ею от безответной любви к Треплеву. Придя в себя после терапии Дорна, Треплев увлекается поиском новых форм танца, чем вызывает интерес деревенских жителей, которые на время становятся труппой артистов, готовящих его будущий спектакль.

Из группы деревенских появляется девушка, Нина Заречная. Она пытается понравиться молодому творцу, стать частью его спектакля. Их знакомство нарушает приход выпившего Сорина, дяди Треплева, он счастлив видеть племянника с девушкой, и даже пытается флиртовать с Ниной. Но Костя выпроваживает Сорина, желая остаться с Заречной наедине. На мгновение Нина и Треплев забывают обо всем, они абсолютно счастливы друг с другом. Маша, наблюдающая за возникающим чувством молодых людей, несчастна.

На спектакль собираются зрители: Маша, мечтающая о Треплеве; Полина Андреевна, мать Маши, одержимая доктором Дорном; отец Маши Шамраев, невозмутимо занимающийся своим хозяйством; сам доктор Дорн и Сорин. Наконец появляется Аркадина в сопровождении своего
возлюбленного, известного красавца Бориса Тригорина.

Треплев заставляет зрителей стать частью его спектакля, индустриальной мистерии с Ниной Заречной в главной роли. В процессе этого перформанса ирония Аркадиной и других зрителей сменяется раздражением и возмущением. В апогее спектакля Аркадина не выдерживает и прерывает его. Переполненная яростью и негодованием, в своем от-
ветном танце актриса демонстрирует никчемность и слабость показанного Треплевым спектакля, ей аплодируют все собравшиеся. Переодевшаяся в обычный костюм Заречная приветствует Аркадину и всячески демонстрирует приме знаки внимания, чем ранит и без того поверженного Треплева. Толпа деревенских, прежде вдохновленных его идеями, виновато расходится.

Доктор Дорн с искренним интересом пытается примерить один из одиозных костюмов треплевского спектакля. Для Кости одобрение доктора – издевка. Он порывается доломать собственные декорации, рвется к Нине. Доктор дает ему снотворное. Маша, наблюдавшая за этим со стороны, приближается к спящему, признается в любви, он не слышит ее.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ,
в котором молодой художник ищет новые формы в жизни

Деревня, утро. Аркадина пытается научить деревенских жителей проводить воскресенье в соответствии со своими желаниями – петь хором, играть в шахматы, – но терпит фиаско. Кроме того, ее сбивает с толку поведение Заречной, неотступно следующей за Тригориным, – с тем же
энтузиазмом, с каким раньше следовала за Треплевым. Картина идиллического утра рушится на глазах.

Треплев не дает Нине уйти, требует вернуться к совместному творчеству, но ей это уже скучно. Ей хочется освободиться от Кости, чтобы не упустить Тригорина. Треплев убивает чайку и тут же, на глазах Нины совершает второй перформанс, прибивая труп птицы к полу. Вопреки его ожиданиям, провокация не имеет должного эффекта. Нина еще больше
разочаровывается в своем вчерашнем герое.

Тригорин ищет «тему сегодняшнего дня», но его ничто не вдохновляет а провинциальной девочке Нине интересно все про жизнь знаменитых людей. Тригорину с ней скучно. Но когда Заречная прикасается к окровавленной чайке, неожиданно для самого себя Тригорин вдруг возбуждается от вида крови на руках Нины. Он в творческой эйфории, тема, которую он искал, наконец найдена, рождается новый хит.

Деревенские в восторге от номера Тригорина. Треплев продирается сквозь толпу, он приносит сено и пытается сжечь себя, начинается пожар. Народ от ужаса не в состоянии пошевелиться, Аркадина молча наблюдает за происходящим. Треплев горит, это тоже его акция.


АНТРАКТ


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ,
в котором молодой художник отступается от поиска новых форм

Жители деревни празднуют свадьбу Маши и Медведенко. Маша пребывает в состоянии отчаянной пьяной радости.

Гости расходятся. Аркадина и Тригорин остаются вдвоем, но их близость омрачают события вчерашнего дня. Нина делает все, чтобы привлечь внимание Тригорина. Сорин пытается увлечь Аркадину воспоминаниями их детства, но на самой нежной ноте сближения брата и сестры Сорин напоминает актрисе о ее жадности, брошенном сыне, который страшно одинок без любви и внимания матери.

Аркадина старается быть ласковой с сыном. Она разматывает бинты, которыми он обмотан и в то же время связан после пожара. Преодолевая физиологическое отвращение к его ожогам, она всеми силами пытается облегчить его боль. На мгновение мать и сын, кажется, находят взаимопонимание, но очевидная связь Нины и Тригорина приводит в бешенство обоих. Костя готов отказаться от своего радикального творческого поиска, стать «обычным» человеком, если мать увезет своего любовника.

Готовится отъезд Тригорина и Аркадиной. Маша, заметив произошедшие с Треплевым изменения, отчаянно пытается вернуть того Костю, которого полюбила. Все деревенские обитатели рвутся в город, к той прекрасной жизни, куда поезд уносит артистку и ее возлюбленного. Тригорин подает Нине знак, назначая встречу в Москве.

Провожаемые веселым буйством, Аркадина и Тригорин уезжают.


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ,
в котором молодой художник приходит к убеждению, что дело
не в старых и новых формах…

После отъезда Аркадиной и Тригорина деревенских жителей накрывает меланхолия, тоска и уныние. Треплев больше не ищет новых форм, а мысленно пытается угодить матери, создавая традиционный танцевальный рисунок. В его фантазиях возникает Нина. На дороге к славе Заречную
сбивает с ног столичная толпа, а Тригорин бросает ее, но, словно не замечая препятствий, по-прежнему наивная и упрямая Нина движется вперед.

В деревню возвращаются Аркадина с Тригориным, дом оживает. Треплев теперь во всем похож на Бориса, он такой, каким его мечтала видеть мать. Однако Константин явно уступает Тригорину в легкости, шарме и виртуозности. Существуя в собственном изолированном мире, с приездом
матери Костя все острее ощущает свою неполноценность.

Обитатели дома празднуют возвращение примы, но Маша достает старый сценический костюм Треплева, пытается заставить его вспомнить свой перформанс, что не вызывает у Константина ничего, кроме раздражения. Костя один, уже некоторое время он пытается повторить хореографию
Тригорина и не может. В шутку он вспоминает движения из своего первого спектакля и сам изумляется своей прежней свободе. Но он будто утерял способность беззаботно и радостно творить.

Появляется Нина. На мгновение Треплеву кажется, что они с Ниной единое целое и прежнее чистое чувство вернулось.

Тем временем за стенкой Аркадина и все обитатели дома также предаются счастливым воспоминаниям. Все они слышат, что Нина здесь, но старательно игнорируют ее приход. Заречная же, находясь рядом с Треплевым, рассчитывает обратить на себя внимание Тригорина, ее истерическое
поведение трудно не заметить и гостям, и Треплеву.

Глядя на одержимую Тригориным женщину, из-за которой он полностью разочаровался в себе и потерял способность творить, Треплев выставляет Нину из дома, словно пустую коробку.

Треплев один. Старый сценический костюм ему мал, при движении он рвется. Возникает предчувствие чего-то страшного, но присутствующие стараются не придавать этому значения, продолжают веселиться. Как будто вернувшись туда, где сотворил свой первый спектакль, Костя ощущает в себе новую энергию созидания. На пике творческого освобождения Треплев кончает с собой. Это его последний перформанс.