«Прошедшее в настоящем…»
Оперный спектакль, как и всякое произведение искусства, многомерен. Первым уровнем содержания можно назвать исходный текст или события (в нашем случае исторические), которые композитор берет за основу будущего произведения. Естественно, этот материал приобретает новые смыслы, преломляясь сквозь призму восприятия автора и становясь ему современным в идейном плане.
Следующим участником этой цепи становимся мы с вами – постановщики, исполнители и зрители. Мы обладаем большим количеством исторической информации, имеем возможность анализа творчества композитора в целом; в конце концов, у каждого из нас существует собственная оценка и исторических фактов, и места этих фактов в современной жизни и обществе. Эти обогащенные видением других людей события давно минувших лет воспринимаются нами с «новой» точки зрения, интерпретируются в силу личного – эмоционального и жизненного – опыта.
Такое наслоение времен и смыслов полностью объясняет основную цель Модеста Мусоргского, которую он определил для своей «Хованщины», – «прошедшее в настоящем…»
Опера «Хованщина», бесспорно, является одним из самых монументальных, эмоционально насыщенных и мощных произведений, посвященных русской истории. Хотя эту партитуру нельзя назвать достоверным историческим документом, ее всё же следует воспринимать как некий срез общественной и государственной жизни конца XVII века. Периода не только кровавых распрей, церковного раскола, бесконечных доносов и яростной борьбы за власть, но и эпохи великих перемен в судьбах исстрадавшегося народа, эпохи надежд на лучшее будущее.
«Хованщина» – второе произведение из задуманной Мусоргским оперно-исторической трилогии. Первое – это «Борис Годунов», который оканчивается зреющим народным бунтом в сцене под Кромами. Третьей частью должна была стать «Пугачевщина», и ею, наверняка, автор хотел показать всю мощь беспощадного «русского бунта» – на что способны обозленные несправедливостью народные массы.
В «Хованщине» же, на мой взгляд, преобладает непоколебимая вера и надежда на святую справедливость, на перемены к лучшему, выстраданные народом. «Народная музыкальная драма» здесь представлена композитором через поступки государственных деятелей того времени, вершителей судеб русского народа, которым собственно народ с его заботами и проблемами не очень-то и интересен.
К великому сожалению всего музыкального мира, Мусоргский не успел окончить свое детище. Но этот факт не помешал стать опере «Хованщина» бессмертной – благодаря нескольким русским композиторам, мечтавшим, чтобы эта великая драма увидела свет. Среди них Николай Римский-Корсаков, Павел Ламм, Дмитрий Шостакович…
Искренне надеюсь, что наш спектакль сможет найти понимание и отклик в сердцах зрителей Ростовского музыкального театра. И, быть может, поможет нашим современникам и будущим поколениям никогда не повторять ошибок прошлого…
Павел Сорокин
режиссер-постановщик
Распечатать