Спектакль объединяет две одноактные оперы «Дневник Анны Франк» Григория Фрида (1969) и «Белая роза» Удо Циммермана (1986). Каждая – это подлинная, трагическая и пронзительная история военной эпохи, ее главные герои – совсем молодые люди.
«Дневник Анны Франк» – история девочки-подростка, которая вместе со своей семьей вынуждена была скрываться в тайном убежище, устроенном в одном из домов – в самом центре оккупированного немцами Амстердама. Дневник описывает события с 12 июня 1942 по 1 августа 1944. После смерти Анны он был издан (1947) и стал важным свидетельством Холокоста. Увидев в своих руках «огромной силы документ» (первое русское издание вышло в 1960), Григорий Фрид не стал его «править». Музыка создавалась непосредственно на сокращенный литературный текст (это определило жанр сочинения – моноопера). В 1972 году «Дневник» впервые был исполнен в московском Доме композиторов в фортепианном переложении (пела Надежда Юренева), а в оркестровом варианте «прозвучал» в Кисловодске в 1977-м. В Советском союзе исполнение оперы на театральных подмостках долго находилась под негласным запретом, и впервые ее сценическая версия увидела свет в США, затем прошли громкие зарубежные премьеры, в том числе в Израиле и Нидерландах. Долгожданная московская премьера состоялась на сцене Камерного театра имени Б. А. Покровского в 2010 году, постановка Екатерины Василевой вошла в репертуар театра и была номинирована на премию «Золотая маска».
К сюжету о «Белой розе» (так называлась антифашистская подпольная организация, которую организовали студенты и преподаватели Мюнхенского университета в 1942 году) немецкий композитор Удо Циммерман обращался дважды. В результате на свет появились две оперы с одним названием. Первая «Белая роза» (1967) была исполнена в оперной студии Дрезденской консерватории, но широкую известность приобрел более «камерный» вариант, созданный в 1986 году по заказу Гамбургской оперы.
«Можно сказать, что я двадцать лет писал оперу о «Белой розе», хотя на самом деле это совершенно другое произведение. Первая «Белая роза» – опера в духе послевоенной эпохи, где все события изображены на сцене… Теперь меня интересуют только два человека – девушка и юноша, с голыми руками, без оружия объявившие бой фашизму».
(Удо Циммерман)
Время действия сжимается до одного дня, это 22 февраля 1943 года. Брат и сестра, Ханс и Софи Шоль, осуждены на смерть за распространение листовок. Они остаются одни во мраке тюремной камеры, наедине со своими мыслями, страхами, воспоминаниями и видениями. Опера длится около часа – столько же им осталось до казни. Начало «действия» отмерено по-военному сухими ударами аккордов. «Не молчи, только не молчи!», – чувства обнажены, ужасная реальность раскрывается перед ними с неумолимой беспощадностью. Проповедуя принцип «абсолютной правдивости», автор с точностью документалиста высвечивает тонкие переходы и градации чувств своих героев, он далек от идеализации и не стремится представлять их мучениками.
«Меня волнует внутренний мир человека, совершившего подвиг. Почему они пошли на него?.. Перед современными молодыми людьми также стоит проблема выбора, поисков своего места в жизни, обретения совести. <…> Это проблема личной ответственности каждого в сложном современном мире».
(Удо Циммерман, «Музыкальная академия», выпуск 9, 1991)
Мировая премьера состоялась в Гамбургской государственной опере 27 февраля 1986 года. В течение года «Белая роза» была показана тридцать раз и вскоре стала одной из самых исполняемых опер послевоенного времени: на рубеже веков ее сценическая история насчитывала около ста постановок, а спустя десять лет их число увеличилось вдвое. Россия познакомилась с «Белой розой» в мае 1988 года, ее премьера прошла в только открывшемся ленинградском Камерном музыкальном театре (сейчас «Санктъ-Петербургъ Опера»). В Большом театре опера будет показана впервые.
Над спектаклем работает известный европейский режиссер Ханс-Йоахим Фрай, которого с Большим театром связывает многолетнее сотрудничество. Художественный руководитель образовательного центра «Сириус» в Сочи, он весьма востребован на российской театральной сцене – от Москвы и Санкт-Петербурга до Улан-Уде и Владивостока. Это его третья работа на Камерной сцене имени Б.А. Покровского, из более ранних – «Царь и плотник» А. Лортцинга и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса.
Дирижер-постановщик Филипп Чижевский, приглашенный дирижер Большого театра с 2014 года, на Камерной сцене дебютировал постановкой оперы-буфф «Перикола» Ж. Оффенбаха. В сфере его профессиональных интересов музыка совершенно разных эпох – от барокко до новейших опусов, созданных в наши дни. Маэстро много выступает с организованным им ансамблем Questa musica, а также сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, работает в музыкальном театре. Творческий альянс с режиссером Хансом-Йоахимом Фраем сложился во время постановки оперы Моцарта «Так поступают все женщины» (Бурятский театр оперы и балета, 2014).
«Дневник Анны Франк» – история девочки-подростка, которая вместе со своей семьей вынуждена была скрываться в тайном убежище, устроенном в одном из домов – в самом центре оккупированного немцами Амстердама. Дневник описывает события с 12 июня 1942 по 1 августа 1944. После смерти Анны он был издан (1947) и стал важным свидетельством Холокоста. Увидев в своих руках «огромной силы документ» (первое русское издание вышло в 1960), Григорий Фрид не стал его «править». Музыка создавалась непосредственно на сокращенный литературный текст (это определило жанр сочинения – моноопера). В 1972 году «Дневник» впервые был исполнен в московском Доме композиторов в фортепианном переложении (пела Надежда Юренева), а в оркестровом варианте «прозвучал» в Кисловодске в 1977-м. В Советском союзе исполнение оперы на театральных подмостках долго находилась под негласным запретом, и впервые ее сценическая версия увидела свет в США, затем прошли громкие зарубежные премьеры, в том числе в Израиле и Нидерландах. Долгожданная московская премьера состоялась на сцене Камерного театра имени Б. А. Покровского в 2010 году, постановка Екатерины Василевой вошла в репертуар театра и была номинирована на премию «Золотая маска».
К сюжету о «Белой розе» (так называлась антифашистская подпольная организация, которую организовали студенты и преподаватели Мюнхенского университета в 1942 году) немецкий композитор Удо Циммерман обращался дважды. В результате на свет появились две оперы с одним названием. Первая «Белая роза» (1967) была исполнена в оперной студии Дрезденской консерватории, но широкую известность приобрел более «камерный» вариант, созданный в 1986 году по заказу Гамбургской оперы.
«Можно сказать, что я двадцать лет писал оперу о «Белой розе», хотя на самом деле это совершенно другое произведение. Первая «Белая роза» – опера в духе послевоенной эпохи, где все события изображены на сцене… Теперь меня интересуют только два человека – девушка и юноша, с голыми руками, без оружия объявившие бой фашизму».
(Удо Циммерман)
Время действия сжимается до одного дня, это 22 февраля 1943 года. Брат и сестра, Ханс и Софи Шоль, осуждены на смерть за распространение листовок. Они остаются одни во мраке тюремной камеры, наедине со своими мыслями, страхами, воспоминаниями и видениями. Опера длится около часа – столько же им осталось до казни. Начало «действия» отмерено по-военному сухими ударами аккордов. «Не молчи, только не молчи!», – чувства обнажены, ужасная реальность раскрывается перед ними с неумолимой беспощадностью. Проповедуя принцип «абсолютной правдивости», автор с точностью документалиста высвечивает тонкие переходы и градации чувств своих героев, он далек от идеализации и не стремится представлять их мучениками.
«Меня волнует внутренний мир человека, совершившего подвиг. Почему они пошли на него?.. Перед современными молодыми людьми также стоит проблема выбора, поисков своего места в жизни, обретения совести. <…> Это проблема личной ответственности каждого в сложном современном мире».
(Удо Циммерман, «Музыкальная академия», выпуск 9, 1991)
Мировая премьера состоялась в Гамбургской государственной опере 27 февраля 1986 года. В течение года «Белая роза» была показана тридцать раз и вскоре стала одной из самых исполняемых опер послевоенного времени: на рубеже веков ее сценическая история насчитывала около ста постановок, а спустя десять лет их число увеличилось вдвое. Россия познакомилась с «Белой розой» в мае 1988 года, ее премьера прошла в только открывшемся ленинградском Камерном музыкальном театре (сейчас «Санктъ-Петербургъ Опера»). В Большом театре опера будет показана впервые.
Над спектаклем работает известный европейский режиссер Ханс-Йоахим Фрай, которого с Большим театром связывает многолетнее сотрудничество. Художественный руководитель образовательного центра «Сириус» в Сочи, он весьма востребован на российской театральной сцене – от Москвы и Санкт-Петербурга до Улан-Уде и Владивостока. Это его третья работа на Камерной сцене имени Б.А. Покровского, из более ранних – «Царь и плотник» А. Лортцинга и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса.
Дирижер-постановщик Филипп Чижевский, приглашенный дирижер Большого театра с 2014 года, на Камерной сцене дебютировал постановкой оперы-буфф «Перикола» Ж. Оффенбаха. В сфере его профессиональных интересов музыка совершенно разных эпох – от барокко до новейших опусов, созданных в наши дни. Маэстро много выступает с организованным им ансамблем Questa musica, а также сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, работает в музыкальном театре. Творческий альянс с режиссером Хансом-Йоахимом Фраем сложился во время постановки оперы Моцарта «Так поступают все женщины» (Бурятский театр оперы и балета, 2014).
Распечатать