Жизненная история
Первой и до сих пор единственной барочной оперой, поставленной в Большом театре (1979 г.), был «Юлий Цезарь в Египте» Георга Фридриха Генделя. Спустя тридцать пять лет, восполняя «барочный» пробел в репертуаре, Большой вновь обращается к творчеству Генделя – второй раз в своей истории. Выбор названия символичен: в XX столетии возвращение Генделя на театральные подмостки началось именно с «Роделинды».
Общепризнано, что это одна из самых красивых опер Генделя. «Роделинда» написана в период абсолютного расцвета его таланта, на самом пике творческой активности. В 1720-х годах он создает буквально один шедевр за другим.
В 1720-28 гг. Гендель руководит лондонским театром Королевская академия музыки. В это время он постепенно преобразует «барочную» модель театра с характерными для нее эффектными массовыми сценами, природными катаклизмами и обилием чудес, предлагая новое видение оперного театра. И «Роделинда» тому как нельзя более яркий пример: здесь нет ни сражений, ни торжественных процессий и фантастических видений. На смену внешним театральным эффектам приходят сильные страсти. Конфликт становится камернее, персонажи – сложнее и противоречивее.
Еще и тем интересна эта опера, что центральным ее персонажем Гендель делает женщину. Главные партии доставались героям-любовникам, легендарным полководцам и благородным королям, и исполнялись они певцами-кастратами, которые были первыми оперными звездами того времени. Но в «Роделинде» король-беглец (несмотря на обилие отданной ему невероятно красивой музыки) – персонаж довольно неоднозначный. А центром всей оперы является сильная, преданная, смелая и благородная королева.
Либреттист (а также композитор, виолончелист, импресарио) Никола Франческо Хайм переработал для Генделя уже готовое либретто, принадлежавшее перу Антонио Сальви (1710 г.), который, в свою очередь, вдохновлялся трагедией Пьера Корнеля «Пертарит» (1652 г.). При всем при том в основе «Роделинды» - хоть и сильно измененные, настолько, что, пожалуй, и узнать нельзя - лежат реальные исторические события (они описаны в «Истории лангобардов» монаха-бенедиктинца Павла Диакона).
Гендель взялся за сочинение «Роделинды» в декабре 1724 г., после двух крайне успешных премьер – «Юлия Цезаря» и «Тамерлана». И уже в январе следующего года она была готова. А в феврале (13-го) была впервые представлена на сцене. Главные партии исполняли звезды первой величины – Франческа Куццони (Роделинда), Сенезино (Бертарид), Андреа Пачини (Унульф) и Франческо Борозини (Гримоальд). Успех был ошеломляющим. Костюм главной героини – «вульгарное и неблагопристойное» платье из коричневого шелка с серебряной отделкой – породил новую моду среди молодежи, став, по свидетельству историка и писателя Хораса Уолпола, «общепринятым символом юности и красоты». В мае того же года (1725-го) Гендель решил впервые издать полную партитуру своей оперы (до этого выпускались только сборники арий или оперные либретто). «Роделинда» выдержала четырнадцать представлений, затем была показана еще в декабре 1725 г. и в мае 1731 г. А в 1735 г. была поставлена и за пределами Великобритании – в Гамбурге...
В XX столетии с этой оперы началось возвращение Генделя в мировой оперный репертуар. 26 июня 1920 г. «Роделинда» была представлена в Геттингене силами энтузиастов из Геттингенского университета (опера исполнялась на немецком, с купюрами и перестановками, все мужские партии были переданы «настоящим» мужским голосам – тенорам и баритонам). К концу 1920-х гг. «Роделинда» прозвучала во многих городах Германии, а в 1939 г. впервые вернулась на родину.
Наша нынешняя «Роделинда» также родом из туманного Альбиона. Это совместная постановка Большого театра и Английской национальной оперы (АНО). Свой взгляд на эту оперу представил один из самых востребованных британских режиссеров - Ричард Джонс. Премьера в АНО состоялась в 2014 г. Постановка была встречена с большим энтузиазмом. Вдохновенная, умная, блестящая – какие только слова ни находила для нее пресса!
«Такого спектакля стоило ждать!
У Генделя тиран-узурпатор Гримоальд раскаивается и возвращает королевство настоящему королю Бертариду, но жутковатый финал Ричарда Джонса предполагает, что новый режим будет не менее страшным.
Это и нуар-триллер, и сюрреалистическая черная комедия одновременно. Изобретательная декорация Джереми Герберта делит сцену на отсеки, позволяя нам видеть и преследователей, и их жертв, а постоянное хлопанье дверьми балансирует на грани между ужасом и фарсом. («Ивнинг стандарт»/«Evening Standard»).
«Постановка Ричарда Джонса переносит действие шедевра Генделя в воображаемую послевоенную Италию, на которую мы смотрим постмодернистским взглядом. Постановка исследует горькую политическую драму Генделя с большим умом, хотя и несколько своевольно. Спектакль Джонса очень мрачный. События разворачиваются в каком-то подобии бывшего фашистского бункера, ныне включающего в себя кабинет Гримоальда, тюрьму Роделинды и Флавия и камеру пыток отвратительного сообщника Гримоальда – Гарибальда. Единственный выход из этого ада ведет в унылый бар, где Бертарид и его сестра Эдвига топят свое горе в спиртном под бдительным наблюдением верного слуги Бертарида – Унульфа.
Как всегда, Джонс эффектно управляется с кинематографическими аллюзиями. Отчаявшаяся Роделинда <…> словно вышла из фильма периода итальянского неореализма, а спрятанные камеры, благодаря которым Гримоальд следит за каждым ее движением, как будто взяты из шпионского фильма «Из России с любовью».
Очень сильно решен образ вездесущего, хотя и молчаливого Флавия, пусть в этом Джонс и отходит от Генделя. Вместо беззащитного ребенка, которого взрослые используют в качестве залога, мы видим вполне зрелого человека, вовлеченного в «сопротивление» своей матери, который к концу спектакля превращается в большего монстра, чем те, кто окружал его сначала. Идея о том, что власть порождает насилие, подана очень мощно». («Гардиан»/«Guardian»).
Сам Ричард Джонс говорит о «Роделинде так: «Это судебная экспертиза для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях, с очень тонким и изобретательным музыкальным языком. Опера о верности и преданности, но этим ее смыслы не ограничиваются – она и об эротической одержимости, и о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме».
Дирижером-постановщиком в Большом стал маэстро Кристофер Мулдс, известный своими интерпретациями опер Генделя, Монтеверди и Моцарта (в Большом театре он дирижировал операми «Волшебная флейта» и «Дон Жуан»).
«Роделинда» собрала блестящий исполнительский состав. Заглавную партию исполняет российско-американская певица Дина Кузнецова, с успехом выступающая на ведущих мировых сценах, обладательница «чарующего голоса – теплого и богатого, с легкими верхами и настоящим темпераментом» («Фигаро»/ «Figaro»). В партии Бертарида – звезда мировой оперы контратенор Дэвид Дэниэлс. В партии злодея Гримоальда – один из самых известных британских теноров Пол Найлон. В партии Эдвиги – румынская певица Руксандра Донозе, частая гостья в таких театрах, как Королевская опера Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Парижская национальная опера, Венская государственная опера. Партию Гарибальда, как и на премьере в АНО, исполняет баритон Ричард Буркхард (отмеченный английской критикой как за актерское мастерство, так и за вокал). Молодой контратенор Уильям Тауэрс занят в партии Унульфа. «Немую» роль сына Роделинды Флавия играет молодой британский актер Мэтт Кейси (он же исполнял эту роль на премьере в Английской национальной опере).
Роделинда - Дина Кузнецова. Флавий - Мэтт Кейси.
Общепризнано, что это одна из самых красивых опер Генделя. «Роделинда» написана в период абсолютного расцвета его таланта, на самом пике творческой активности. В 1720-х годах он создает буквально один шедевр за другим.
В 1720-28 гг. Гендель руководит лондонским театром Королевская академия музыки. В это время он постепенно преобразует «барочную» модель театра с характерными для нее эффектными массовыми сценами, природными катаклизмами и обилием чудес, предлагая новое видение оперного театра. И «Роделинда» тому как нельзя более яркий пример: здесь нет ни сражений, ни торжественных процессий и фантастических видений. На смену внешним театральным эффектам приходят сильные страсти. Конфликт становится камернее, персонажи – сложнее и противоречивее.
Еще и тем интересна эта опера, что центральным ее персонажем Гендель делает женщину. Главные партии доставались героям-любовникам, легендарным полководцам и благородным королям, и исполнялись они певцами-кастратами, которые были первыми оперными звездами того времени. Но в «Роделинде» король-беглец (несмотря на обилие отданной ему невероятно красивой музыки) – персонаж довольно неоднозначный. А центром всей оперы является сильная, преданная, смелая и благородная королева.
Либреттист (а также композитор, виолончелист, импресарио) Никола Франческо Хайм переработал для Генделя уже готовое либретто, принадлежавшее перу Антонио Сальви (1710 г.), который, в свою очередь, вдохновлялся трагедией Пьера Корнеля «Пертарит» (1652 г.). При всем при том в основе «Роделинды» - хоть и сильно измененные, настолько, что, пожалуй, и узнать нельзя - лежат реальные исторические события (они описаны в «Истории лангобардов» монаха-бенедиктинца Павла Диакона).
Эдвига - Руксандра Донозе. Бертарид - Дэвид Дэниэлс.
Гендель взялся за сочинение «Роделинды» в декабре 1724 г., после двух крайне успешных премьер – «Юлия Цезаря» и «Тамерлана». И уже в январе следующего года она была готова. А в феврале (13-го) была впервые представлена на сцене. Главные партии исполняли звезды первой величины – Франческа Куццони (Роделинда), Сенезино (Бертарид), Андреа Пачини (Унульф) и Франческо Борозини (Гримоальд). Успех был ошеломляющим. Костюм главной героини – «вульгарное и неблагопристойное» платье из коричневого шелка с серебряной отделкой – породил новую моду среди молодежи, став, по свидетельству историка и писателя Хораса Уолпола, «общепринятым символом юности и красоты». В мае того же года (1725-го) Гендель решил впервые издать полную партитуру своей оперы (до этого выпускались только сборники арий или оперные либретто). «Роделинда» выдержала четырнадцать представлений, затем была показана еще в декабре 1725 г. и в мае 1731 г. А в 1735 г. была поставлена и за пределами Великобритании – в Гамбурге...
В XX столетии с этой оперы началось возвращение Генделя в мировой оперный репертуар. 26 июня 1920 г. «Роделинда» была представлена в Геттингене силами энтузиастов из Геттингенского университета (опера исполнялась на немецком, с купюрами и перестановками, все мужские партии были переданы «настоящим» мужским голосам – тенорам и баритонам). К концу 1920-х гг. «Роделинда» прозвучала во многих городах Германии, а в 1939 г. впервые вернулась на родину.
Гримоальд - Пол Найлон. Гарибальд - Ричард Буркхард.
Наша нынешняя «Роделинда» также родом из туманного Альбиона. Это совместная постановка Большого театра и Английской национальной оперы (АНО). Свой взгляд на эту оперу представил один из самых востребованных британских режиссеров - Ричард Джонс. Премьера в АНО состоялась в 2014 г. Постановка была встречена с большим энтузиазмом. Вдохновенная, умная, блестящая – какие только слова ни находила для нее пресса!
«Такого спектакля стоило ждать!
У Генделя тиран-узурпатор Гримоальд раскаивается и возвращает королевство настоящему королю Бертариду, но жутковатый финал Ричарда Джонса предполагает, что новый режим будет не менее страшным.
Это и нуар-триллер, и сюрреалистическая черная комедия одновременно. Изобретательная декорация Джереми Герберта делит сцену на отсеки, позволяя нам видеть и преследователей, и их жертв, а постоянное хлопанье дверьми балансирует на грани между ужасом и фарсом. («Ивнинг стандарт»/«Evening Standard»).
«Постановка Ричарда Джонса переносит действие шедевра Генделя в воображаемую послевоенную Италию, на которую мы смотрим постмодернистским взглядом. Постановка исследует горькую политическую драму Генделя с большим умом, хотя и несколько своевольно. Спектакль Джонса очень мрачный. События разворачиваются в каком-то подобии бывшего фашистского бункера, ныне включающего в себя кабинет Гримоальда, тюрьму Роделинды и Флавия и камеру пыток отвратительного сообщника Гримоальда – Гарибальда. Единственный выход из этого ада ведет в унылый бар, где Бертарид и его сестра Эдвига топят свое горе в спиртном под бдительным наблюдением верного слуги Бертарида – Унульфа.
Как всегда, Джонс эффектно управляется с кинематографическими аллюзиями. Отчаявшаяся Роделинда <…> словно вышла из фильма периода итальянского неореализма, а спрятанные камеры, благодаря которым Гримоальд следит за каждым ее движением, как будто взяты из шпионского фильма «Из России с любовью».
Очень сильно решен образ вездесущего, хотя и молчаливого Флавия, пусть в этом Джонс и отходит от Генделя. Вместо беззащитного ребенка, которого взрослые используют в качестве залога, мы видим вполне зрелого человека, вовлеченного в «сопротивление» своей матери, который к концу спектакля превращается в большего монстра, чем те, кто окружал его сначала. Идея о том, что власть порождает насилие, подана очень мощно». («Гардиан»/«Guardian»).
Сам Ричард Джонс говорит о «Роделинде так: «Это судебная экспертиза для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях, с очень тонким и изобретательным музыкальным языком. Опера о верности и преданности, но этим ее смыслы не ограничиваются – она и об эротической одержимости, и о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме».
Все семь персонажей под руководством маэстро Мулдса.
Все фото - Дамира Юсупова.
Все фото - Дамира Юсупова.
Дирижером-постановщиком в Большом стал маэстро Кристофер Мулдс, известный своими интерпретациями опер Генделя, Монтеверди и Моцарта (в Большом театре он дирижировал операми «Волшебная флейта» и «Дон Жуан»).
«Роделинда» собрала блестящий исполнительский состав. Заглавную партию исполняет российско-американская певица Дина Кузнецова, с успехом выступающая на ведущих мировых сценах, обладательница «чарующего голоса – теплого и богатого, с легкими верхами и настоящим темпераментом» («Фигаро»/ «Figaro»). В партии Бертарида – звезда мировой оперы контратенор Дэвид Дэниэлс. В партии злодея Гримоальда – один из самых известных британских теноров Пол Найлон. В партии Эдвиги – румынская певица Руксандра Донозе, частая гостья в таких театрах, как Королевская опера Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Парижская национальная опера, Венская государственная опера. Партию Гарибальда, как и на премьере в АНО, исполняет баритон Ричард Буркхард (отмеченный английской критикой как за актерское мастерство, так и за вокал). Молодой контратенор Уильям Тауэрс занят в партии Унульфа. «Немую» роль сына Роделинды Флавия играет молодой британский актер Мэтт Кейси (он же исполнял эту роль на премьере в Английской национальной опере).
Распечатать