Нескончаемый праздник

У Москвы отношение к этому спектаклю особое: «Дон Кихот» – единственный великий классический балет, родившийся не в Париже и не в Петербурге, а в Москве. Фонтанирующая радость, дерзкое нарушение канонов, бешеный темперамент и запредельно сложная техника сделали его образцом «московского стиля». Балетоведы называют спектакль визитной карточкой московского балета. За 140 лет он был показан на сцене Большого театра почти тысячу раз.

«Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгиванья, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с ее невзгодами, – у толпы один только культ… страсть», – писал Петипа, в сердце которого любовь к Испании не остыла даже в восемьдесят пять лет.

Поводом для того, чтобы воссоздать в заснеженной Москве этот южный экстаз, стал знаменитый роман Сервантеса. Те, кто ждал от Петипа «серьезного драматического балета», был разочарован. Главными героями «Дон Кихота» стали Китри (Китерия) и Базиль (Басилио), герои одной из новелл романа. Их трудное счастье, обретенное с помощью побегов, обманов и переодеваний, превратилось в самую знаменитую балетную комедию. Балетоманы, пришедшие на премьеру 14 декабря 1869 года, и не требовали от спектакля большей близости к первоисточнику: балет в то время был «развлечение для глаз».

«Не хвастая, могу сказать, что я плясал и владел кастаньетами не хуже первейших танцоров Андалузии», – вспоминал в конце жизни Петипа. Свое обожание испанских танцев он вложил в «Дон Кихота», построив весь спектакль на национальных плясках: хоте, морене, зингаре, лоле, пляске чулосов и пикадоров, пляске испанских крестьян и пляске тореадоров.

DQ-Krysanova-Chudin-damir_yusupov.JPG
Китри – Екатерина Крысанова, Базиль – Семен Чудин. Фото Дамира Юсупова.

Два года спустя хозяйственный балетмейстер перенес спектакль, пользовавшийся успехом в Москве, на сцену петербургского Большого театра. Правда, для этого его пришлось почти полностью переделать: в столице характерные танцы были не в почете, и любая уважающая себя прима должна была в первую очередь продемонстрировать чудеса классической техники. Поэтому автор непритязательной балетной музыки и постоянный сотрудник Петипа Людвиг Минкус вынужден был дописать для новой постановки пятый классический акт. В этом виде балет Петипа обрел статус классики.

Можно представить себе ярость самодержца русского балета, когда в 1900 году Александр Горский – мальчишка, посланный в Москву, чтобы осчастливить местных балетоманов постановкой спектаклей Петипа – осмелился перекроить «Дон Кихота»!

Не решившись полностью изменить казенные сценарий и музыку «Дон Кихота», Горский попытался придать ему логическую стройность. Он свел к минимуму классический танец. Здесь не только было мало «пуантов» – балетмейстер полностью сломал классическую геометрию, заявив: «…у меня направо танцуют одно, налево – другое, в глубине – опять третье». Горский работал с каждым артистом кордебалета, создавая индивидуальный рисунок его существования на сцене, чтобы добиться впечатления живой эмоциональной толпы.

Дирекции Императорских театров Владимира Теляковского над художественным оформлением спектакля работали два молодых художника – Александр Головин и Константин Коровин. Выжженная солнцем желто-черно-красная Барселона, не имеющая ничего общего с привычной театральной испанщиной, стала идеальным местом действия для героев Горского.

Москвичей новый «Дон Кихот» поверг в шок. «Декадентство и невежество на образцовой сцене», – захлебываясь от возмущения, писали газеты. Репортеры, взывавшие к великим балетным теням прошлого, не догадывались, что именно эта редакция спектакля станет для русского балета хрестоматийной. На сцене Большого театра она шла до 1935 года и была показана 255 раз.

С той поры «Дон Кихот» неоднократно возобновляли, обновляли, реставрировали…

Анна Галайда
текст из буклета к спектаклю
дается с сокращениями


Слово постановщику редакции 2016 г. АЛЕКСЕЮ ФАДЕЕЧЕВУ:

Мне удалось оценить и, смею полагать, понять в силу каких бесспорных достоинств «Дон Кихот» Людвига Минкуса победно вошел в репертуар лучших балетных театров мира. «Дон Кихот» – настоящий праздник классического танца во всех его проявлениях: танцы на любой вкус блистательно сочинены Мариусом Петипа и Александром Горским на радость танцорам и публике.

Этот спектакль требует настоящей виртуозности, понимания и осознания стилистических тонкостей русского балета, актерского таланта, предельного профессионализма от каждого исполнителя. Если балетная труппа может на достойном уровне исполнить «Дон Кихот», то она имеет право танцевать почти все.

«Дон Кихот» – самый «московский» балет и Мариуса Петипа, и Александра Горского. Не только и не столько потому, что его премьера состоялась именно в Москве (в 1869 году – постановка М. Петипа и в 1900 – постановка А. Горского), а, прежде всего, из-за счастливой раскованности, ощущения игры и импровизационной свободы, присущей московской школе, танцорам Большого. Далеко не случайно, что именно «Дон Кихот» Большого театра считается эталонным и что хореографический текст нашей постановки распространился по всему миру. Демократичность «Дон Кихота» оказалась удивительно созвучной современному балету.

В ходе работы над возобновлением спектакля я исходил из убежденности в том, что хореографическое и драматургическое совершенство «Дон Кихота» не нуждаются в каких-либо исправлениях или доработках. Необходимо лишь создать версию, свободную от позднейших наслоений. Мы пытались быть верными духу Мариуса Петипа и Александра Горского.