В Большой театр после семилетнего перерыва возвращается одна из самых любимых во всем мире опер. Над новой постановкой «Тоски» работает известный итальянский режиссер (а также сценограф, художник по костюмам, по свету и хореограф) Стефано Пода. Один из главных принципов режиссера – эстетическое и концептуальное единство спектакля. В его постановках никогда нет ничего случайного или «выбивающегося» из общей картины. Стефано Пода виртуозно работает со сценическим пространством. Его сценография (которая сама по себе часто выглядит как произведение искусства) никогда не является просто красивым фоном: она «живет», «играет» наравне с артистами, обращается к культурной памяти зрителя. По словам режиссера, опера прекрасна тем, что она объединяет множество искусств: музыку, слово, живопись, скульптуру, архитектуру, и этот синтез рождает нечто особенно ценное.

За дирижерским пультом – знаменитый маэстро Даниэле Каллегари. Дирижер востребован в крупнейших театрах мира, среди которых Метрополитен-опера, Ла Скала, Парижская национальная опера, театр Лисеу в Барселоне, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, Венская государственная опера и многие другие. Даниэле Каллегари сотрудничал с ведущими оркестрами, среди которых Столичный оркестр Большого Монреаля, Национальный оркестр Иль-де-Франс, Национальный оркестр Франции, Национальный симфонический оркестр Итальянского радио, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, Симфонический оркестр Мюнхенского радио, Токийский филармонический оркестр, Национальный оркестр Испании, Миланский симфонический оркестр имени Джузеппе Верди.


Из истории создания

В 1889 году Пуччини впервые увидел пьесу французского драматурга Викторьена Сарду «Тоска» с великой Сарой Бернар в заглавной роли. Вскоре композитор написал своему издателю Джулио Рикорди: «Думаю о „Тоске“! Умоляю вас проделать все необходимые формальности, чтобы получить разрешение Сарду раньше, чем вы оставите эту идею, что очень огорчило бы меня, потому что именно в „Тоске“ я вижу оперу для себя — не чрезмерных размеров, не пышный спектакль; это не тот сюжет, который мог бы дать место привычному музыкальному излишеству». Одновременно драмой интересовались Франкетти и Верди, но благодаря усилиям Рикорди, право на написание оперы получил Пуччини. Переговоры с Сарду и работа над либретто растянулась на несколько лет, и к сочинению музыки композитор приступил лишь в 1898 году. Премьера состоялась 14 января 1900 года в римском Театре Костанци.

В Большом театре «Тоска» ставилась пять раз. Премьера состоялась в 1930 году на сцене филиала. По-настоящему легендарным стал спектакль режиссера Бориса Покровского, художника Валерия Левенталя и дирижера Марка Эрмлера. Поставленный в 1971 году, он оставался в репертуаре театра до 2014 года, за это время спектакль был показан более трехсот пятидесяти раз.

История «Тоски» в Большом театре связана с именами выдающихся артистов. Заглавную партию в разное время исполняли Стефания Зорич, Ксения Держинская, Александра Бышевская, Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Маквала Касрашвили, Елена Зеленская. В партии Каварадосси были заняты Николай Озеров, Борис Евлахов, Давид Ангуладзе, Никандр Ханаев, Владимир Атлантов, Владислав Пьявко, Зураб Соткилава, Бадри Майсурадзе. Партию Скарпиа исполняли Леонид Савранский, Георгий Коротков, Владимир Любченко, Владимир Политковский, Михаил Киселев, Владимир Валайтис, Юрий Мазурок, Владимир Редькин.