ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В церковь Сант-Андреа-делла-Валле пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики. Его сестра, маркиза Аттаванти, приготовила ему женскую одежду, чтобы он мог неузнанным покинуть Рим.
Появляется Ризничий, недовольный своей работой и художником Марио Каварадосси, расписывающим церковь. Приходит и сам художник. В изображенной им Марии Магдалине Ризничий узнает красивую прихожанку, а Каварадосси размышляет о том, как разнообразна бывает красота. Не переставая ворчать, Ризничий уходит. Анджелотти привлекает внимание Каварадосси. Художник готов помочь беглецу, но в церковь пришла Флория Тоска, знаменитая певица, и Анджелотти снова скрывается, забрав с собой корзинку с приготовленным для Каварадосси обедом.
Тоска пришла условиться со своим возлюбленным Марио о вечернем свидании. Донесшийся до нее шепот вызвал ревнивые подозрения. Но Каварадосси удается успокоить любимую. Вечером, после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся и проведут ночь в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает, и она уходит, умиротворенная.
Анджелотти сообщает, что сестра приготовила для него в капелле женское платье, и вечером, переодевшись, он покинет церковь. Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле – в случае опасности там можно спрятаться в потайной нише колодца. Раздается пушечный выстрел, возвещающий о побеге узника из крепости, и Каварадосси, полный решимости сражаться за жизнь беглеца, уходит из церкви вместе с ним.
Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. Певчие ликуют. В церкви появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзинку из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом – ее портрет в облике Марии Магдалины. Скарпиа уверен, что Каварадосси помог беглецу. В церковь возвращается огорченная Тоска: из-за торжественного приема по случаю победы свидание придется отложить. Скарпиа очень любезен, и он искусно разжигает ревность Тоски, рассчитывая, что она наведет его сыщиков на след Каварадосси и Анджелотти. Тоска в отчаянии уходит, начинается молебен. Скарпиа предвкушает двойную победу. Одна – над Каварадосси и Анджелотти, другая – над Тоской, к которой он давно пылает страстью.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Палаццо Фарнезе. Скарпиа ждет Тоску. Она должна прийти сразу же после того, как споет на балу торжественную кантату в честь победы над Наполеоном в битве при Маренго. В кабинет входит посланный следить за Тоской Сполетта. Он сообщает, что Тоска недолго была в доме Каварадосси, преступник Анджелотти там не найден, но арестован художник.
Допрос Каварадосси не дает результатов, и Скарпиа отдает приказ его пытать. Появляется Тоска. Стоны Каварадосси заставляют её выдать тайну, доверенную ей художником. Она рассказывает Скарпиа, что Анджелотти прячется в колодце в саду Каварадосси. Скарпиа посылает Сполетту за Анджелотти. Шарроне сообщает, что битву при Маренго выиграл Наполеон. Каварадосси не скрывает радости. Скарпиа отдает приказ казнить художника.
Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпиа, наслаждаясь ее горем, обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Ни гнев, ни горе не могут смягчить его решение, и Тоска вынуждена согласиться.
Скарпиа приказывает расстрелять Каварадосси холостыми патронами — когда солдаты уйдут, Тоска и Каварадосси смогут бежать. Скарпиа дает Тоске пропуск, который поможет им беспрепятственно покинуть Рим. Но когда Скарпиа, открыв объятия, идет к Тоске, она вонзает нож в его грудь.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Замок святого Ангела.
До казни Каварадосси остается час. Он просит тюремщика передать Тоске его прощальное письмо и погружается в воспоминания. Появляется Тоска. Она показывает Каварадосси пропуск, полученный от Скарпиа, и заново переживает совершенное убийство. Каварадосси утешает ее и воспевает ее смелость.
Тоска рассказывает, что казнь будет не настоящей: услышав выстрелы, он должен упасть, а после ухода солдат они смогут уехать. Каварадосси старается в это поверить и успокоить измученную пережитым возлюбленную.
За художником приходит тюремщик. Гремит залп, и Каварадосси падает. Уходят солдаты. Тоска бросается к Каварадосси, но он не откликается на ее зов. Он мертв.
Появляются Шарроне, Сполетта и полицейские. Убийство Скарпиа обнаружено, но Тоска не даст себя схватить: она бросается вниз.
В церковь Сант-Андреа-делла-Валле пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики. Его сестра, маркиза Аттаванти, приготовила ему женскую одежду, чтобы он мог неузнанным покинуть Рим.
Появляется Ризничий, недовольный своей работой и художником Марио Каварадосси, расписывающим церковь. Приходит и сам художник. В изображенной им Марии Магдалине Ризничий узнает красивую прихожанку, а Каварадосси размышляет о том, как разнообразна бывает красота. Не переставая ворчать, Ризничий уходит. Анджелотти привлекает внимание Каварадосси. Художник готов помочь беглецу, но в церковь пришла Флория Тоска, знаменитая певица, и Анджелотти снова скрывается, забрав с собой корзинку с приготовленным для Каварадосси обедом.
Тоска пришла условиться со своим возлюбленным Марио о вечернем свидании. Донесшийся до нее шепот вызвал ревнивые подозрения. Но Каварадосси удается успокоить любимую. Вечером, после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся и проведут ночь в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает, и она уходит, умиротворенная.
Анджелотти сообщает, что сестра приготовила для него в капелле женское платье, и вечером, переодевшись, он покинет церковь. Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле – в случае опасности там можно спрятаться в потайной нише колодца. Раздается пушечный выстрел, возвещающий о побеге узника из крепости, и Каварадосси, полный решимости сражаться за жизнь беглеца, уходит из церкви вместе с ним.
Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. Певчие ликуют. В церкви появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзинку из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом – ее портрет в облике Марии Магдалины. Скарпиа уверен, что Каварадосси помог беглецу. В церковь возвращается огорченная Тоска: из-за торжественного приема по случаю победы свидание придется отложить. Скарпиа очень любезен, и он искусно разжигает ревность Тоски, рассчитывая, что она наведет его сыщиков на след Каварадосси и Анджелотти. Тоска в отчаянии уходит, начинается молебен. Скарпиа предвкушает двойную победу. Одна – над Каварадосси и Анджелотти, другая – над Тоской, к которой он давно пылает страстью.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Палаццо Фарнезе. Скарпиа ждет Тоску. Она должна прийти сразу же после того, как споет на балу торжественную кантату в честь победы над Наполеоном в битве при Маренго. В кабинет входит посланный следить за Тоской Сполетта. Он сообщает, что Тоска недолго была в доме Каварадосси, преступник Анджелотти там не найден, но арестован художник.
Допрос Каварадосси не дает результатов, и Скарпиа отдает приказ его пытать. Появляется Тоска. Стоны Каварадосси заставляют её выдать тайну, доверенную ей художником. Она рассказывает Скарпиа, что Анджелотти прячется в колодце в саду Каварадосси. Скарпиа посылает Сполетту за Анджелотти. Шарроне сообщает, что битву при Маренго выиграл Наполеон. Каварадосси не скрывает радости. Скарпиа отдает приказ казнить художника.
Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпиа, наслаждаясь ее горем, обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Ни гнев, ни горе не могут смягчить его решение, и Тоска вынуждена согласиться.
Скарпиа приказывает расстрелять Каварадосси холостыми патронами — когда солдаты уйдут, Тоска и Каварадосси смогут бежать. Скарпиа дает Тоске пропуск, который поможет им беспрепятственно покинуть Рим. Но когда Скарпиа, открыв объятия, идет к Тоске, она вонзает нож в его грудь.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Замок святого Ангела.
До казни Каварадосси остается час. Он просит тюремщика передать Тоске его прощальное письмо и погружается в воспоминания. Появляется Тоска. Она показывает Каварадосси пропуск, полученный от Скарпиа, и заново переживает совершенное убийство. Каварадосси утешает ее и воспевает ее смелость.
Тоска рассказывает, что казнь будет не настоящей: услышав выстрелы, он должен упасть, а после ухода солдат они смогут уехать. Каварадосси старается в это поверить и успокоить измученную пережитым возлюбленную.
За художником приходит тюремщик. Гремит залп, и Каварадосси падает. Уходят солдаты. Тоска бросается к Каварадосси, но он не откликается на ее зов. Он мертв.
Появляются Шарроне, Сполетта и полицейские. Убийство Скарпиа обнаружено, но Тоска не даст себя схватить: она бросается вниз.
Распечатать