Хавьер Камарена

Биография

Выдающийся мексиканский тенор Хавьер Камарена специализируется на репертуаре бельканто и операх Моцарта. Его исполнение отличает идеально отточенный звук, блестящий верхний регистр, безукоризненная колоратура и неизменно точная передача драматических образов. Певец выступает на сценах крупнейших оперных домов вместе с ведущими звездами мировой оперы. В 2018 году стал лицом обложки 80-го юбилейного выпуска журнала Opera News. В историю Метрополитен-оперы вошел как второй певец, которого вызывали на бис в нескольких спектаклях этого театра (после того, как в «Доне Паскуале» Г. Доницетти ему пришлось повторить на бис арию Эрнесто «E se fia che ad altro oggetto»). Ранее, в 2014 году ему выпала честь стать третьим тенором после Лучано Паваротти и Хуана Диего Флореса, выступавшим на бис на нью-йоркской сцене (тогда он вызвал стоячую овацию исполнением арии принца Рамиро «Si ritrovarla io guiro» в опере «Золушка» Дж. Россини). В опере «Дочь полка» на сцене Королевского театра в Мадриде Камарена повторил свой триумф, став вторым певцом в истории театра (с момента его открытия после реконструкции в 1997 году), выступившим на бис.

Cезон 2020/21 Хавьер Камарена начал с выступлений на сцене Венской государственной оперы в спектакле «Дочь полка» Г. Доницетти, продолжил «Риголетто» Дж. Верди (Герцог) и «Лакме» Л. Делиба (Джеральд, концертная версия) в Немецкой опере в Берлине, и завершит – на сцене театра Лисео в Барселоне оперой «Лючия ди Ламмермур». В этом же сезоне вместе с пианистом Анхелем Родригесом представляет концертную программу в Испании, в Сарагосе, во Дворце каталонской музыки в Барселоне и в Бильбао. После выступит с концертами в Королевском театре в Мадриде, Опере Монте-Карло, театре Лисео в Барселоне, в Овьедо и на фестивале в Чески-Крумлове.

В сезоне 2019/20 исполнил партию Тонио в спектакле «Дочь полка» Парижской национальной оперы, получив высокую оценку критиков. В мадридском Королевском театре дебютировал в роли Гуальтьеро в опере Беллини «Пират». Концертный сезон начал в Сантандере (Испания), где выступил с пианистом Анхелем Родригесом, ту же программу музыканты представили на сцене Оперы Лос-Анджелеса и выступили с сольными концертами в театре Лисео, в Сан-Себастьяне, в Аудитории принца Фелипе в Овьедо, во Дворце музыки в Валенсии и Национальной музыкальной аудитории в Мадриде.

Главные события сезона 2018/19 включают спектакли «Пуритане» в театре Лисео и «Искатели жемчуга» в Метрополитен-опере. В Парижской национальной опере выступил в роли Эрнесто («Дон Паскуале»), в Баварской государственной опере спел партию Эдгардо («Лючия ди Ламмермур») и с большим успехом дебютировал в этой роли в Королевском театре в Мадриде. Завершил сезон «Дочерью полка» в лондонской Королевской опере, а также дал сольные концерты с Анхелем Родригесом в Цюрихской опере и Сарагосе (Испания).

В сезоне 2017/18 Хавьер Камарена впервые выступил в Опере Лос-Анджелеса в партии Надира («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), затем дебютировал в партиях Фернандо («Фаворитка» Г. Доницетти) и Эдгардо («Лючия ди Ламмермур») в мадридском Королевском театре. В Метрополитен-опере дебютировал в роли Идрено («Семирамида» Дж. Россини). Среди основных событий сезона 2016/17: дебют в лондонской Королевской опере и выступления на сценах Метрополитен-оперы и Цюрихской оперы – в партии Графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Дж. Россини); дебют в роли Герцога («Риголетто» Дж. Верди) в театре Лисео; дебют на сцене Оперы Бильбао в роли Рамиро («Золушка» Дж. Россини), а также дебют в роли Лорда Артуро Тальбо («Пуритане» В. Беллини) – в Метрополитен-опере и в постановке Андреаса Хомоки для Цюрихской оперы. Там же, на главной сцене театра, впервые выступил с сольным концертом, исполнив с пианистом Анхелем Родригесом арии из опер Доницетти, Россини и мексиканские песни.

Несколько сезонов назад дебютировал в партии Лорда Артуро Тальбо («Пуритане») на сцене Дворца изящных искусств в Мехико, где провел с аншлагом все пять спектаклей. В Цюрихской опере он дебютировал в роли Графа Либенскофа («Путешествие в Реймс» Дж. Россини), выступил в своей коронной партии Эрнесто («Дон Паскуале») и исполнил партию Фентона («Фальстаф» Дж. Верди) на открытии театрального сезона. Спел партию Графа Альмавивы на сценах Баварской и Венской государственных опер (новая постановка «Севильского цирюльника» транслировалась в прямом эфире для зрителей во всем мире). Дал дебютные сольные концерты с программой из сочинений Л. ван Бетховена, Ф. Листа и Ф. Тости в чикагском театре «Харрис» и вашингтонском Кеннеди-центре совместно с Анхелем Родригесом, с ним же участвовал в престижной серии концертов Rosenblatt Recitals в лондонском зале Вигмор-холл.

Профессиональную карьеру Хавьер Камарена начал на сцене Дворца изящных искусств в Мехико, где дебютировал в 2004 году в опере «Дочь полка» (партия Тонио), а также выступил в трех последующих постановках этой оперы. В 2007 году стал солистом Цюрихской оперы и вплоть до настоящего времени выступил в пятнадцати постановках театра. Четыре года спустя артист дебютировал в Метрополитен-опере в партии Графа Альмавивы («Севильский цирюльник»), которая остается одной из самых известных в его репертуаре. Среди прочих партий – Дон Рамиро («Золушка») и Граф Ори («Граф Ори», обе – оперы Дж. Россини), Бельмонте («Похищение из сераля») и Феррандо («Так поступают все женщины», обе – оперы В.А. Моцарта), Неморино («Любовный напиток») и Артур («Лючия ди Ламмермур», обе – оперы Доницетти), Фентон («Фальстаф» Дж. Верди), Эльвино («Сомнамбула» В. Беллини). Заслуживший всеобщее признание своими выступлениями в Опере Сан-Франциско, Парижской опере, театре Лисео в Барселоне, Опере Земпера в Дрездене, Венской и Баварской государственных операх, Хавьер Камарена сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Марко Армильято, Маурицио Бенини, Бруно Кампанелла, Джузеппе Финци, Даниэле Гатти, Фабио Луизи, Зубин Мета, Эвелино Пидо и Франц Вельзер-Мёст.

Его дискография включает три сольных альбома, выпущенных фирмой Sony: Recitales (арии Россини, Скарлатти, Доницетти и песни мексиканских авторов Агустина Лары, Марии Гревер и других; «живая» запись, 2014), Serenata (сборник песен Агустина Лары и его соотечественников; 2015) и Javier Camarena Canta a Cri Cri (латиноамериканская поп-музыка; 2016), а также вышедший в августе 2018 года на лейбле Decca Classics долгожданный и имевший огромный успех альбом Contrabandista (произведения М. Гарсии, Дж. Россини и Н. Дзингарелли, записаны при участии Чечилии Бартоли).

Хавьер Камарена – участник многочисленных видеозаписей «живых» спектаклей ведущих оперных театров Европы (в формате DVD/Blu-ray). В Цюрихской опере сняты «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта (EuroArts, 2010), «Фальстаф» Дж. Верди (C Major, Unitel Classica, 2012), при участии Чечилии Бартоли выпущены «Граф Ори» Дж. Россини (Decca, 2014) и «Отелло» (Decca, 2014). На Зальцбургском фестивале были записаны оперы «Похищение из сераля» В.А. Моцарта (Arthaus Musik, 2014) и «Фальстаф» Дж. Верди (с Венским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты, EuroArts, 2014); а на сцене Оперы Бастилии – «Сомнамбула» В. Беллини (с Натали Дессей в главной роли, France Télévisions, 2010). Среди записей концертных выступлений – «Голубка» Ш. Гуно (в сопровождении оркестра Халле под управлением Марка Элдера$ Opera Rara, 2015), мессы Ф. Шуберта и В.А. Моцарта на Зальцбургском фестивале (дирижер Клаудио Аббадо$ Accentus, 2013).

Родился в Халапе (штат Веракрус, Мексика). Занимался в Университете Веракруc под руководством меццо-сопрано Сесилии Перфекто, с отличием закончил Университет Гуанахуато (класс Уго Баррейро и Марии Эухении Сутти). В 2004 году завоевал первую премию на мексиканском Национальном конкурсе вокалистов имени Карло Морелли, а в следующем году стал лауреатом премии Хуана Онсины на конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, после чего был приглашен в Международную оперную студию при Цюрихской опере (под руководством Франсиско Арайсы). С 2013 по 2016 год издание Lideres Mexicanos включало Камарену в список самых знаменитых мексиканцев, а в сезоне 2014/15 журнал Quién назвал его одним из 50 лидеров, меняющих нацию.

Все тенора