Награды

Лауреат премии Ленинского комсомола (1979);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989);
Призер Международного оперного фестиваля в г. Сегеде (Большая золотая медаль, Венгрия, 1981);
Лауреат Международного фестиваля А. Бородина (Верона, Италия, 1987);
Лауреат Фонда им. И. Смоктуновского (I премия, 1999);
Удостоен золотой медали Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в области художественно-постановочного решения оперных спектаклей в последнее десятилетие XX века» (2003).

				
Виктор Вольский

Биография

Окончил Московскую художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне Московскую центральную художественную школу при Российской академии художеств).

В 1972 г. окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ.
Сотрудничал с выдающимися дирижерами нашего времени: Геннадием Рождественским, Марком Эрмлером, Евгением Колобовым, Альгисом Жюрайтисом, Юрием Симоновым, Эри Класом, Петером Шнайдером, Михаилом Юровским.
С крупнейшими режиссерами: Борисом Покровским, Андреем Гончаровым, Фольком Шлёндорфом, Хансом-Йоахимом Фрайем и звездами мирового балета, хореографами: Владимиром Васильевым, Михаилом Лавровским.

Многие работы создавал в содружестве с братом Рафаилом Вольским (1938-2007), в начале 1980-х г. сложился их творческий альянс «сценограф – художник по костюмам». Оформил в общей сложности около трехсох оперных, балетных и спектаклей драматического театра в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Таллине, Минске, Баку, Мюнхене, Вероне, Париже, Афинах, Будапеште, Софии, Токио, Гонконге.

В 1979 г. дебютировал в Большом театре в качестве художника-постановщика оперы «Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя (дирижер В. Вайс, режиссер В. Милков).
Многие годы в Большом театре шли оперные спектакли, оформленные и «одетые» Виктором и Рафаилом Вольскими: «Золото Рейна» Р. Вагнера (дирижер Ю. Симонов, режиссер В. Милков, 1979), «Ифигения в Авлиде» К.В. Глюка (дирижер М. Эрмлер, режиссер В. Милков, 1983), «Вертер» Ж. Массне (дирижер А. Жюрайтис, режиссерский дебют Елены Образцовой, 1986), «Русалка» А. Даргомыжского, дирижер М. Эрмлер, режиссер М. Кисляров, 2000).

Среди спектаклей Большого, в создании которых он принимал участие в качестве художника-постановщика, также балетные постановки — «Балда» на музыку Д. Шостаковича (дирижер П. Сорокин, хореограф-постановщик В. Васильев, 1999) и одноактные балеты  в постановке М. Лавровского «Нижинский» на музыку С. Рахманинова и «Матадор» на музыку М. де Фальи (дирижер П. Клиничев, 2001).

В. и Р. Вольские участвовали в постановке оперы «Князь Игорь» А. Бородина  на фестивале Арена ди Верона (1987 г., режиссер-постановщик Борис Покровский), оперы «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича в Баварской государственной опере в постановке немецкого кинорежиссера Фолькера Шлёндорфа, 1993).

Борис Покровский стал ключевой фигурой в творческой биографии художника. В Камерный музыкальный театр (ныне Камерная сцена им. Б.А. Покровского Большого театра) Виктор Вольский был приглашен Б. Покровским в 1982 г. По его эскизам созданы декорации к оперным спектаклям «Дон Жуан, или Наказанный развратник» (1987), «Свадьба Фигаро» (2001), «Волшебная флейта» (2004) В.А. Моцарта — «моцартиана» мастера и художника вошла в золотой фонд театра Покровского.

В 1987 г. в качестве художника-постановщика участвовал в постановке оперы «Хованщина» М. Мусоргского в театре оперы и балета «Эстония» (Таллин, 1987, режиссер Б. Покровский). В Камерном театре они вместе работами над операми «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г.Ф. Генделя (2002).
В Камерном музыкальном театре в декорациях Вольского увидели свет рампы оперы «Ревизор» В. Дашкевича (2007) и «Бег» Н. Сидельникова (2010), режиссер-постановщик – Ольга Иванова.

Среди хореографов наиболее тесный творческий контакт установился с народным артистом СССР Владимиром Васильевым. На основе оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В.А. Моцарта Евгением Колобовом, Владимиром Васильевым и братьями Вольскими создан спектакль «О, Моцарт! Моцарт…» (Московский театр Новая опера/ ныне Новая опера им. Е.В. Колобова, 1995).

Вместе с В. Васильевым они осуществили постановки балетов:
«Дон Кихот» Л. Минкуса (театр «Кремлёвский балет», Москва, 1994)
«Золушка» С. Прокофьева (Воронежский театр оперы и балета, 2006)
«Макбет» К. Молчанова (Воронежский театр оперы и балета, 2010)
«Красный мак» Р. Глиера (Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, 2010)
«Анюта» на музыку В. Гаврилина (Воронежский театр оперы и балета, 2008; Красноярский театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, 2009; Самарский академический театр оперы и балета, 2011; Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск, 2012; Башкирский театр оперы и балета, г. Уфа, 2015 – всего около 20 премьер в театрах России и за рубежом)
«Балда» на музыку Д. Шостаковича (Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац).

За последние два десятилетия среди значительных работ в опере – совместные проекты с режиссером Хансом-Йоахимом Фрайем: «Летучий голландец» Р. Вагнера (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск, 2013) и «Ариадна на Наксосе» (Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского / ныне Камерная сцена Большого театра России, 2016);
Оперы: «Риголетто» Дж. Верди (режиссер М. Кисляров, Самарский академический театр оперы и балета, 2008);
«Пиковая дама» П. Чайковского (Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, 2007);
«Флория Тоска» Дж. Пуччини (Чувашский государственный театр оперы и балета, г. Чебоксары, 2005);
«Паяцы» Р. Леонкавалло (Башкирский государственный театр оперы и балета, г. Уфа, 2004).

Оформлял спектакли в драматических театрах Москвы, среди которых Малый, МХАТ им. М. Горького, Центральный академический театр Советской (ныне Российской) армии, академический театр им. Вл. Маяковского, на Малой Бронной, театр Миниатюр, театр Эстрады, Московский областной театр и др.

Также среди работ Виктора Вольского — выставки и инсталляции, оформление фестивалей и гастролей. В разные годы был главным художником церемоний открытия фестивалей и Дней культуры России во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки. Оформлял программы гастролей труппы «Звезды советского балета» в ГДР, Португалии, Швейцарии, ФРГ, Голландии, Бельгии (1984-86).