Награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989);
Призер Международного оперного фестиваля в г. Сегеде (Большая золотая медаль, Венгрия, 1981);
Лауреат Международного фестиваля А. Бородина (Верона, Италия, 1987);
Лауреат Фонда им. И. Смоктуновского (I премия, 1999);
Удостоен золотой медали Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в области художественно-постановочного решения оперных спектаклей в последнее десятилетие XX века» (2003).
Биография
Родился в 1938 г. в Москве.
В 1957 г. окончил с золотой медалью Московскую художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне Московскую центральную художественную школу при Российской академии художеств).
В 1962 г. окончил Московский полиграфический институт (ныне Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова) по специальности «Графика». Более 40 лет проработал в книжной графике, проиллюстрировав свыше 150 книг для детей и взрослых. Творчество Вольского является неотъемлемой частью художественной, полиграфической культуры России.
В издательствах «Детская литература», «Малыш», «Советский писатель», «Художественная литература» многомиллионными тиражами выпускались книги С. Маршака, С. Михалкова, а также О. де Бальзака, Кобо Абэ, Лао Ше, Я. Ивашкевича, Ромуло Гальегоса с рисунками художника. И сегодня не ослабевает интерес к выпуску книг с его иллюстрациями – такие популярные издательства, как Издательский дом Мещерякова, «Мелик-Пашаев» «Оникс» переиздают оформленные им произведения А. Рыбакова, В. Драгунского, тибетские, венгерские сказки….
Особая страница в творчестве – работа в качестве художника по костюмам. Многие работы создавал в содружестве с младшим братом Виктором Адольфовичом Вольским (1947 г.) – выпускником постановочного факультета Школы-студии МХАТ (1972 г.). В начале 1980-х г. сложился их творческий альянс «сценограф – художник по костюмам». За 35 лет совместной работы они оформили более 100 оперных, балетных и драматических спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Таллина, Минска, Баку, Мюнхена, Вероны, Парижа, Афин, Будапешта, Софии, Токио, Гонконга.
Они сотрудничали с выдающимися дирижерами нашего времени: Геннадием Рождественским, Марком Эрмлером, Евгением Колобовым, Альгисом Жюрайтисом, Юрием Симоновым, Эри Класом, Петером Шнайдером, Михаилом Юровским.
С крупнейшими режиссерами: Борисом Покровским, Андреем Гончаровым, Фольком Шлёндорфом и звездами мирового балета, хореографами: Владимиром Васильевым, Михаилом Лавровским.
В 1979 г. дебютировал в Большом театре в качестве художника по костюмам оперы «Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя (дирижер В. Вайс, режиссер В. Милков).
Многие годы в Большом театре шли спектакли мировой оперной классики в костюмах и декорациях Рафаила и Виктора Вольских: «Золото Рейна» Р. Вагнера (дирижер Ю. Симонов, режиссер В. Милков, 1979), «Ифигения в Авлиде» К.В. Глюка (дирижер М. Эрмлер, режиссер В. Милков, 1983), «Вертер» Ж. Массне (дирижер А. Жюрайтис, режиссерский дебют Елены Образцовой, 1986), «Русалка» А. Даргомыжского, дирижер М. Эрмлер, режиссер М. Кисляров, 2000).
Среди спектаклей Большого, в создании которых он принимал участие в качестве художника по костюмам, также известные балетные постановки — «Балда» Д. Шостаковича (дирижер П. Сорокин, хореограф-постановщик В. Васильев, 1999) и одноактные балеты М. Лавровского (в качестве хореографа-постановщика): «Нижинский» С. Рахманинова и «Матадор» М. де Фальи (дирижер П. Клиничев, 2001).
В. и Р. Вольские участвовали в совместных проектах Большого театра с Софийским национальным театром оперы и балета («Князь Игорь» А. Бородина в постановке болгарского режиссера Пламена Карталова), в постановке «Князя Игоря» А. Бородина Борисом Покровским на фестивале Арена ди Верона/Arena di Verona (1987), с Баварской государственной оперой («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича в постановке немецкого кинорежиссера Фолькера Шлёндорфа, 1993).
Режиссер Борис Александрович Покровский стал ключевой фигурой в творческой биографии братьев Вольских. В Камерный музыкальный театр (ныне Камерная сцена им. Б.А. Покровского Большого театра) Рафаил Вольский был приглашен Покровским в 1982 г. По его эскизам созданы костюмы персонажей опер «Дон Жуан, или Наказанный развратник» (1987), «Свадьба Фигаро» (2001), «Волшебная флейта» (2004) В.А. Моцарта — «моцартиана» мастера и художника вошла в золотой фонд театра Покровского.
В 1987 г. в качестве художника по костюмам участвовал в создании оперы «Хованщина» М. Мусоргского — постановка Бориса Покровского в Театре оперы и балета «Эстония» (Таллин, 1987). В Камерном театре вместе они работами над операми: «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г.Ф. Генделя (2002).
В Камерном музыкальном театре в костюмах Вольского увидела свет опера «Ревизор» В. Дашкевича (2007) режиссера-постановщика Ольги Ивановой.
Среди хореографов наиболее тесный творческий контакт установился с народным артистом СССР, легендарным танцовщиком Владимиром Васильевым, вместе они осуществили постановки:
«Дон Кихот» Л. Минкуса (театр Кремлёвский балет, Москва, 1994);
На основе оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В.А. Моцарта Евгением Колобовом, Владимиром Васильевым и братьями Вольскими создан спектакль «О, Моцарт! Моцарт…» (Московский театр Новая опера/ ныне Новая опера им. Е.В. Колобова, 1995);
«Балда» Д. Шостаковича был поставлен в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац (музыкальный руководитель и дирижер О. Белунцов);
«Золушка» С. Прокофьева (Воронежский театр оперы и балета, 2006);
«Анюта» В. Гаврилина (Воронежский театр оперы и балета, 2008; Красноярский театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, 2009; Самарский академический театр оперы и балета, 2011; Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, г. Минск, 2012).
Среди заметных работ в классической опере:
«Пиковая дама» П. Чайковского (режиссер В. Милков, Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, 2007);
«Флория Тоска» Дж. Пуччини (режиссер Н. Лактионов, Чувашский государственный театр оперы и балета, г. Чебоксары, 2005);
«Паяцы» Р. Леонкавалло (режиссер Н. Лактионов, Башкирский государственный театр оперы и балета, г. Уфа, 2004);
«Князь Игорь» А. Бородина (постановка С. Гаудасинского, Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр, 1991).
Параллельно с карьерой в оперном театре в качестве художника по костюмам оформлял спектакли в драматических театрах Москвы: Малый, МХАТ им. М. Горького, Центральный академический театр Советской (ныне Российской) армии, академический театр им. Вл. Маяковского, драматический театр на Малой Бронной, Московский детский музыкальный театр им. Н. Сац, учебные театры ГИТИСа и Школы-студии МХАТ.
Также среди работ Рафаила Вольского — выставки, оформление фестивалей. В 1986 г. братья Вольские были главными художниками Игр доброй воли в Москве. В 1987–88 гг. — главными художниками-постановщиками Советско-индийского фестиваля, в котором от обеих стран принимали участие по две тысячи артистов.
Распечатать