Награды
1939 г. — получил звание «Заслуженный артист РСФСР» и орден «Знак Почета».
1947 г. — за постановку балета «Пламя Парижа» был удостоен Сталинской (Государственной СССР) премии.
1949 г. — получил Сталинскую (Государственную СССР) премию за спектакль «Проданная невеста» Б. Сметаны, в котором осуществил постановку танцев.
Биография
«Отличный знаток классического танца, он тем не менее считал, что современность легче выразить народно-характерным, чем классическим танцем, природа которого менее откликается на зов времени:
прежде чем встать на пуанты, надо научить современный балет твердо, на всей стопе, стоять на земле. Всегда стремился показать в танце живого человека и реальные жизненные ситуации. А его
художественное виденье оставалось очень конкретным».
балетный критик Виолетта Майниеце
Родился 8 (21) февраля 1901 г. в Санкт-Петербурге.
В 1919 г. окончил Петроградское хореографическое училище (педагог Владимир Пономарев). В 1919 — 1938 гг. был артистом балетной труппы, в
В его репертуаре — Вайнонен принадлежал к танцовщикам характерного плана — были, в том числе, следующие партии:
Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина)
Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа)
Паяц («Фея кукол» Й. Байера, хореография Н. и С. Легатов).
Практически в самом начале своей карьеры начал ставить концертные номера. Участвовал в постановках труппы Молодой балет.
Постановки в ГАТОБе
«Золотой век» Д. Шостаковича (I и III акты) — 1930 г. (совместно с Л. Якобсоном и В. Чеснаковым)
«Пламя Парижа» Б. Асафьева — 1932 г.
«Щелкунчик» П. Чайковского — 1934 г. (первой исполнительницей партии Маши была Галина Уланова), 1954 г.
«Раймонда» А. Глазунова (по новому либретто Ю. Слонимского) — 1938 г.
«Партизанские дни» Б. Асафьева — 1936 г. (первая редакция), 1937 г. (вторая)
«Милица» Б. Асафьева — 1947 г.
В 1933 г. перенесен на сцену Большого балет «Пламя Парижа».
В 1939 г. — перенес балет «Щелкунчик».
Работал в Большом театре в
Преимущественно ставил танцы в операх:
1941 г. — «Черевички» П. Чайковского
1944 г. — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова
1947г. — «Травиата» Дж. Верди
1948 г. — «Проданная невеста» Б. Сметаны
1953 г. — «Демон» А. Рубинштейна
1954 г. — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова
В 1943 г. возобновлял свой балет «Щелкунчик» (и еще раз в 1961 г.). В 1947 г. — «Пламя Парижа».
В 1949 г. поставил балет «Мирандолина» С. Василенко (по мотивам комедии «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, первая исполнительница заглавной партии — Ольга Лепешинская).
В 1954 г. — балет «Гаяне» А. Хачатуряна (новая редакция музыкальной партитуры).
Чрезвычайно прославился во всем мире «Щелкунчик» Вайнонена, покоривший множество различных сценических площадок. Па де де из этого балета часто исполняется в концертах и на конкурсах, как и знаменитейшее виртуозное па де де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа».
Непродолжительное время возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Также поставил балет «Арлекинада» Р. Дриго в Белорусском Большом театре оперы и балета (1945 г., ныне Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь), в
Ставил танцевальные номера и концертные программы для Государственного (ныне академического) ансамбля народного танца И.А. Моисеева и других коллективов и солистов.
Одним из самых известных его номеров стал «Вальс» на музыку М. Мошковского, который, в частности, виртуозно исполняла Ольга Лепешинская.
Творчеству балетмейстера посвящена книга его вдовы Клавдии Армашевской и его сына Никиты Вайнонена — «Балетмейстер Вайнонен». М., Искусство, 1971.
Умер 23 марта 1964 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Распечатать