Биография
Портрет: фото Каролины Курас.Родился в Лак-Сен-Жане (Квебек, Канада). Хореографическое образование получил в школе Национального балета Канады (НБК, Торонто). В 1998 г. поступил в эту труппу. В 2004 г. был возведен в ранг премьера. А в 2013 г. стал работать также в качестве ассистента хореографа.
Исполнил ведущие партии практически во всех балетах репертуара – как в классических, так и современных. В расчете на его данные сочинил ряд ведущих мужских партий в своих балетах Джеймс Куделка (артистический директор НБК в 1996-2005 гг.): Гийом Коте был первым исполнителем партий – Уилла («Контракт»/ «Гамельнский крысолов» М. Торке, 2002 г.), Прекрасного принца («Золушка» C. Прокофьева, 2004 г.), Фердинанда («Соломенная шляпка» М. Торке, 2005 г.).
Участвовал в мировой премьере балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Алексея Ратманского – танцевал заглавную партию (2011 г., этим спектаклем труппа отметила 60-летнюю годовщину со дня основания).
В 2013 г. НБК показал премьеру знаменитого балета Джона Ноймайера «Нижинский» на музыку Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича – Гийом Коте был первым исполнителем заглавной партии.
Принадлежит к числу очень востребованных танцовщиков во всем мире: выступал в спектаклях театра Ла Скала, Английского национального балета, Королевского балета Ковент-Гарден, Американского театра балета/ АБТ, Михайловского театра (Санкт-Петербург), Гамбургского балета, Штутгартского балета и др.
Неоднократно участвовал в проекте агентства «Ардани» «Короли танца» в том числе в качестве хореографа и даже в качестве композитора и пианиста (это еще две ипостаси его творческой натуры). Принимал участие и в других крупных международных проектах и гала-концертах, в том числе в Гала звезд, гала «Звезды XXI века», «Роберто Болле и друзья», гала в честь 40-летия Гамбургского балета, XLIV «Нижинский-гала» в рамках Гамбургских дней балета, а также во многих других.
Исполнил партию Джина Келли на премьере балета «Исключительно Гершвин» на музыку Дж. Гершвина в аранжировке Г. Валентайна, в 2008 г. поставленном Дереком Дином для Английского национального балета (мировая премьера прошла в рамках летнего сезона АНБ в Королевском Альберт-холле).
Поставил хореографические номера – #24, который был показан на XXVМеждународном конкурсе хореографов в Ганновере/ Германия (2011 г., третья премия), Silence Screams Venom на музыку «Болеро» М. Равеля для «Бриллиантового гала», которым отмечалась 60-летняя годовщина КНБ (2011 г.), «Фракталы: структура хаоса» на музыку известного канадского «электронного» композитора и исполнителя А. Фанка, выступающего под псевдонимом «Венецианские ловушки»/ Venetians Snares (2011 г., компания ProArteDanza, номинация «Лучшая хореография» на премию им. Доры Мейвор Мур), Enkeli на музыку А. Тобина для артистов КНБ – участников XX Международного конкурса «Приз Эрика Бруна», проходящего в Торонто (2012 г., приз зрительских симпатий), Body of Work («Объем работы/ Рабочее тело») на музыку Л. Ван Бетховена (2014 г., номер был заказан для чествования Аник Биссонетт, известной канадской балерины, артистического директора Фестиваля искусств в Сан-Совёре/ Квебек, удостоенной высшей канадской награды в области исполнительских искусств – Премии генерала-губернатора «За выдающиеся заслуги»; он сам исполнил этот номер на гала, сопровождавшем церемония вручения губернаторских премий в Национальном центре исполнительских искусств в Оттаве), Dance Me To The End of Love на музыку и текст песни Л. Коэна (2014 г., первая постановка в качестве артистического директора Фестиваля искусств в Сан-Совёре, Квебек), «Бытие и ничто» на музыку Ф. Гласса по мотивам книги Ж.-П. Сартра (2015 г., НБК, центр исполнительских искусств «Четыре сезона», Торонто).
В 2016 г. поставил для НБК свой первый полнометражный балет – «Маленький принц» по мотивам повести-сказки А. де Сент-Экзюпери, музыка для которого была заказана известному канадскому композитору Кевину Лау.
В 2017 г. принял участие в проекте «Столкновения», инициированном Национальным центром исполнительских искусств в Оттаве, - проекте, «столкнувшем» в совместной работе трех известных канадских молодых хореографов и композиторов. В рамках этого проекта Гийом Коте поставил небольшой балет «Темные ангелы» (музыка была заказана К. Лау).
В 2012 г. выступил в качестве хореографа и исполнителя на съемках короткометражного фильма «Затерянные в движении» (режиссер Бен Ширинян), который был показан на Международном кинофестивале в Торонто. В 2013 г. та же команда сняла продолжение – «Затерянные в движении»-2, в 2014-м он демонстрировался в Нью-Йорке в рамках фестиваля «Танец на камеру».
С 2014 г. является артистическим директором Фестиваля искусств в Сен-Совёре (Квебек) – одного из самых крупных летних фестивалей Канады.
В 2018 г. НБК показал мировую премьеру балета «Кадр за кадром» (музыка и саунд-дизайн Антуана Бедара), посвященного жизни и творчеству легендарного канадского режиссера-мультипликатора Нормана Макларена. Эта постановка стала замечательным опытом сотрудничества Гийома Коте со всемирно известным канадским режиссером Робером Лепажем. Проект объединил усилия трех компаний – НБК, Ex Machina Лепажа и Национального управления кинематографии Канады.
В 2007 г. канадская телевизионная компания Си-би-си транслировала на всю страну часовой документальный фильм «К его музыке: две музы Гийома Коте», продемонстрировавший все его дарования, в том числе музыканта-исполнителя (фортепиано и виолончель) и композитора. Этот фильм принес ему сразу две престижные награды – премию Джемини Академии кино и телевидения Канады и премию «Галилей 2000 – жизнь в музыке», учрежденную итальянским фондом «Галилей 2000» и ежегодно вручаемую во Флоренции.
В 2012 г. как один из самых выдающихся артистов провинции Квебек был удостоен медали Национального собрания Квебека.
Распечатать