Фото из музея Большого театра.
Фото из музея Большого театра.
Фото из музея Большого театра.
Фото из музея Большого театра.

Награды

1934 г. — звание «Заслуженный деятель искусств Республики».
1937 г. — «Народный артист РСФСР (Российской Федерации)».
1937 г. — Орден Ленина.
1941 г. — Сталинская (Государственная) премия II степени «за высокое мастерство дирижирования балетами).
1946 г. — Сталинская (Государственная) премия I степени за музыкальное руководство постановкой балета «Золушка»
С. Прокофьева.
1947 г. — Сталинская (Государственная) премия I степени за музыкальное руководство постановкой балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
1950 г. — Сталинская (Государственная) премия II степени за музыкальное руководство постановкой балета «Красный мак» Р. Глиэра.
1951 г. — «Народный артист СССР».
1937 г. — Орден Трудового Красного знамени.
1959 г. — Орден Трудового Красного знамени.
Премия фирмы грамзаписи «Chant du monde» за запись балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.


						

Биография

Родился в Киеве 5 (17) января 1890 в Киеве (Украина). В 1906 г. окончил Киевское музыкальное училище, в 1917 г. — Московскую консерваторию по классу скрипки (педагог Георгий Дулов). С 1906 г. играл в различных оркестрах (скрипач и концертмейстер). В 1909-1910 гг. был концертмейстером и дирижером оперного театра в Риге, в 1914-1915 гг. служил в оркестре Оперы Зимина (Москва), в 1916 (там же) стал концертмейстером.
В 1916 г. занял вакансию в первых скрипках оркестра Большого театра. В 1919 г. дебютировал в Большом в качестве балетного дирижера. Дебютным спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба. В 1923-63 был дирижером (в какой-то период времени именовался главным дирижером балетных спектаклей) Большого театра.

Любимец всех прославленных балерин своей «эпохи» (а она растянулась на целых сорок лет), прекрасно разбиравшийся в «почерке» каждой и умудрявшийся и «подножки» не тем темпом никому не подставить, и отстоять интересы композитора, он всю свою жизнь связал с балетом. Стал преемником замечательного балетного дирижера Андрея Арендса.
Великолепно интерпретировал всю балетную классику.
Давал жизнь новым сочинениям, которым суждено было стать шедеврами советского драмбалета, в том числе «Красному маку» Р. Глиэра, «Трем толстякам» В. Оранского и главное — «Золушке» С. Прокофьева.
Под его музыкальным руководством в Большом — среди прочих — состоялись премьеры балетов «Светлый ручей» Д. Шостаковича (балетмейстер-постановщик Федор Лопухов), «Пламя Парижа» (Василий Вайнонен) и «Бахчисарайский фонтан» (Ростислав Захаров) Б. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Леонид Лавровский), «Лауренсия» А. Крейна (Вахтанг Чабукиани).
Он неизменно сотрудничал с великим, но вечно опальным хореографом Касьяном Голейзовским, начиная с его вошедшей в анналы балетной истории XX века постановки «Иосифа Прекрасного» С. Василенко (1925 г.).
Его репертуар включал более пятидесяти балетов.
Он был женат на балерине.
А на его надгробии изображен символ вечной балетной женственности — артистка балета в образе лебедя.
Замечательно описал свою жизнь и жизнь Большого балета в книге «О себе, о музыке, о балете» (Москва, 1970 г.), в частности, максимально объективно — насколько это вообще тогда было возможно — тот эпизод из истории балетной труппы, которая и принесла ей звание Большого балета, — судьбоносные английские гастроли 1956 г.
Как писал выдающийся танцовщик и педагог Асаф Мессерер, интересен уже тот факт биографии Файера, что он был утвержден художественным руководителем балета Большого театра.
Великие балерины одновременно отдавали дань его бурному темпераменту и чисто человеческим качествам («Фейерверк!.. Пожалуй, никому не подходила фамилия так, как Юрию Файеру. Но огонь Файера не опалял, не обжигал, он был подобен факелу, он нес свет и тепло», — Ольга Лепешинская; «И даже мои экспромты вегда встречали в нем мгновенный отклик — в этом его неповторимость. А какой он был человек! Сама доброта, доброжелательность, сердечность. Я его очень любила и дорожила взаимностью», — Марина Семенова).

Умер в Москве 3 августа 1971 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.