В партии Солора в балете «Баядерка».Фото из музея Большого театра.
В партии Солора в балете «Баядерка».
Фото из музея Большого театра.
В партии Филиппа в балете «Пламя Парижа». Фото из музея Большого театра.
В партии Филиппа в балете «Пламя Парижа». Фото из музея Большого театра.
В партии Тибальда в балете «Ромео и Джульетта». Капулетти — Александр Радунский.Фото из музея Большого театра.
В партии Тибальда в балете «Ромео и Джульетта». Капулетти — Александр Радунский.
Фото из музея Большого театра.
В партии Классического танцовщика в балете «Светлый ручей».Зина – Зинаида Васильева. Фото из музея Большого театра.
В партии Классического танцовщика в балете «Светлый ручей».
Зина – Зинаида Васильева. Фото из музея Большого театра.
В партии Ли-Шанфу в балете «Красный мак». Фото из музея Большого театра.
В партии Ли-Шанфу в балете «Красный мак». Фото из музея Большого театра.
В партии Северьяна в балете«Сказ о каменном цветке».Фото из музея Большого театра.
В партии Северьяна в балете
«Сказ о каменном цветке».
Фото из музея Большого театра.

Награды

1937 г. – звание Заслуженный артист РСФСР (России)».
1937 г. – орден «Знак Почета».
1940 г. – орден Трудового Красного знамени;
звание «Народный артист Белорусской ССР».
1946 г. – Сталинская (Государственная) премия II степени за выдающиеся достижения в области балетного искусства.
1947 г. – Сталинская (Государственная) премия I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».
1950 г. – Сталинская (Государственная) премия II степени за исполнение партии Ли Шан-фу в балете «Красный мак».
1951 г. – звание «Народный артист РСФСР (России)»;
орден Трудового Красного знамени.
1970 г. – звание «Народный артист СССР».


						

Биография

Родился 10 (23) февраля 1910 г. в Тверской губернии в крестьянской семье.
С 1920 г. учился в петроградской Школе русского балета А.Л. Волынского (педагог Николай Легат), в 1921-26 гг. – в Петроградском (Ленинградском) хореографическом училище, освоив за шесть лет всю школьную программу (педагог Владимир Пономарев).

В 1926-30 гг. танцевал в труппе Ленинградского (ныне Мариинского) театра оперы и балета, где в его репертуар вошли следующие партии:

Голубая птица («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа)
Купец («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа)
Гений вод («Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского)
Зимняя птица («Ледяная дева» на музыку Э. Грига, хореография Ф. Лопухова)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография Л. Иванова, М. Петипа)
Китайский фокусник, Божок («Красный мак» Р. Глиэра, хореография Ф. Лопухова, В. Пономарева, Л. Леонтьева)

В 1930 г. был приглашен в Большой театр, где до 1958 г. занимал положение премьера.
Его педагогами в Большом театре были А. Булгаков, А. Монахов, А. Радунский. Танцевал с ведущими балеринами Большого разных поколений, в том числе с М. Семеновой, Г. Улановой, О. Лепешинской, В. Кригер, М. Плисецкой.

РЕПЕРТУАР В БОЛЬШОМ

Голубая птица
(«Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в ред. В. Тихомирова, 1930 г.)
Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1930 г.)
лезгинка (опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1931 г.)
Мигуэль («Комедианты» Р. Глиэра в постановке А. Чекрыгина, 1931 г.) – первый исполнитель
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского)
индусский танец («Баядерка» Л. Минкуса, хореография А. Горского, В. Тихомирова, 1931 г.)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, 1931 г.)
Жан де Бриен («Раймонда»А. Глазунова, хореография А. Горского, 1931 г.)
Принц Дезире («Спящая красавица», 1931 г.)
Солор («Баядерка», 1932 г.)
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1932 г.)
Авантюрист («Красный мак» Р. Глиэра, хореография Л. Лащилина, В. Тихомирова, 1932 г.)
Куман («Половецкие пляски» в опере "Князь Игорь" А. Бородина, хореография А. Горского, 1932 г.)
Океан («Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского, 1932 г.)
Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке В. Вайнонена, 1933 г., 1947 г., новая ред.) – первый исполнитель в Большом театре
Граф Альберт («Жизель», ред. Петипа, возобновление А. Монахова, 1934 г.)
Тибул («Три толстяка» В. Оранского в постановке И. Моисеева, 1935 г.)
Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Шостаковича, в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.)
Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1937 г.)
Пан (картина «Польский бал» в опере "Иван Сусанин" М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1939 г.)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1939 г.) - первый исполнитель в Большом театре
Абдерахман («Раймонда» в постановке Л.  Лавровского, 1945 г.)
Тибальд («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, 1946 г.) – первый исполнитель в Большом театре
Молодой раб («Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского, ред. Т. Никитиной, Л. Поспехина, А. Радунского, 1948 г.)
Кавалер Рипафратта («Мирандолина» С. Василенко  в постановке В. Вайнонена, 1949 г.) – первый исполнитель в Большом театре
Евгений («Медный всадник» Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г.)
Ли Шан-фу («Красный мак» в постановке Л. Лавровского, 1950 г.)
Северьян ( «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, 1954 г.) – первый исполнитель
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в ред. Л.  Лавровского, 1944 г.)
Хан Гирей («Бахчисарайский фонтан»,1954 г.)
Лесничий («Жизель», 1956 г.)

Снимался  в киноэкранизации балета «Ромео и Джульетта» («Мосфильм», 1955 г., режиссер Л. Арнштам).

Завершив карьеру танцовщика, начал преподавательскую деятельность. С 1960 г. (и до конца своих дней) был педагогом и балетмейстером-репетитором Большого театра. Тогда же начал преподавать в Московском хореографическом училище: в 1960-72 гг. был педагогом по классическому танцу, в 1968-72 гг. – художественным руководителем училища.

За время службы в Большом поставил ряд концертных номеров и - совместно с А. Радунским – в 1952 г. моноконцерт «Мир победит войну». Все восемь миниатюр, вошедших в программу, исполнял он один. Постановка, что было совсем нетипично для тех времен, была осуществлена на деньги самого артиста.

В 1940 г. (совместно с Ф. Лопуховым) поставил первый белорусский балет «Соловей» М. Крошнера, в 1953 г. – «Повесть о любви»/ «Пламенные сердца» В. Золотарева в Минском театре оперы и балета. Его заслуги перед белорусским балетом были отмечены присуждением ему звания народного артиста этой республики.

Творчеству артиста посвящено множество заметных публикаций, в том числе два сборника материалов: «Алексей Ермолаев» (М.,1974); «Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания» (М., 1982).

Умер в Москве 12 декабря 1975 г. Похоронен на Введенском кладбище.
На доме № 7 в Брюсовом переулке (улица Неждановой), где в 1935-75 гг. жил артист, в 2000 г. была установлена  мемориальная доска.