Жером Каплан

Биография

Родился в Париже в 1964 г. В 1987 г. окончил факультет сценографии Национальной высшей школы театрального искусства/Ecole de la Rue Blanche в Париже (с 1997 г. эта школа находится в Лионе).

В качестве художника по костюмам работал на постановках опер (режиссер-постановщик Ариэль Гарсиа Вальдес) «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1989 г., Фестиваль в Сен-Сере, Средние Пиренеи), «Дон Кихот» Ж. Массне (1990 г., Фестиваль в Сен-Сере), «Монтесума» А. Вивальди (1992 г., Опера Монте-Карло).
Создал костюмы к двум оперным постановкам в Парижской национальной опере (режиссер-постановщик Шарлотт Несси) — «Ноеву ковчегу» Б. Бриттена (1991 г.) и «Дневнику космического пассажира» Д. Локвуда (1999 г.).

С 1991 г. активно сотрудничает с балетными труппами и, прежде всего, с Балетом Монте-Карло. Создал декорации и костюмы ко многим постановкам артистического директора этой труппы Жана-Кристофа Майо, среди которых «Дитя и волшебство» на музыку одноименной оперы М. Равеля (1992 г.), «Щелкунчик в цирке» на музыку одноименного балета П. Чайковского (1992 г.), «Черные чудовища» (1993 г.), «Дом, милый дом» на музыку Г. Горецкого (1994 г.), «Око за око» на музыку А. Шнитке, А. Пярта, К. Джаррета (2001 г.). Создал костюмы к балетам С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1996 г.) и «Золушка» (1998 г.), тоже поставленным Майо. В Балете Монте-Карло работал также на постановке балетов Дж. Баланчина «Who Cares?» на музыку Дж. Гершвина (1995 г., костюмы) и «Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского (1997 г., сценография и костюмы).

В 1995 г. оформил выставку «От Русского балета до наших дней», развернутую в фойе Оперы Монте-Карло.

Сотрудничал с Робин Орлин (Национальный балет Нанси и Лоррена, Франция, 2001 г.).

Создал костюмы к балету «Жены и конкубины» (другое название — «Зажги красный фонарь» по одноименному фильму; композитор Чень Циган, постановщик Чжан Имоу, хореограф Ксин Пэнь Вань, Национальный балет Китая/Пекин, 2001 г.; в 2007 г. был показан в Москве — представление этого балета завершало программу Года Китая в России).
Ксин Пэнь Вань приглашал его и на другие свои постановки: Каплан создал костюмы и декорации для его балетов «Смерть и огонь» (композитор Тан Дун; Королевский балет Фландрии/Антверпен, Бельгия, 2001 г.), «Лесная нимфа» на музыку Я. Сибелиуса (Каплан был также автором либретто; «Петрушка» и «Жар-птица» И. Стравинского (балетная труппа Майнингенского театра, Германия, 2002 г.), Финский национальный балет, Хельсинки, 2002 г.), «Золушка» С. Прокофьева (Майнингенский театр, 2003 г.), «Тысяча и одна ночь» на музыку Н. Римского-Корсакова и М. Равеля (тот же театр, 2004 г.), «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (балетная труппа Дортмундского театра, Германия, 2004 г.), «Моцарт» на музыку В.А. Моцарта (Дортмундский театр, 2006 г.), «Манон Леско» на музыку Дж. Пуччини (Дортмундский театр, 2007 г.), создал костюмы к его балету «Кармина Бурана» на музыку К. Орфа (Литовская национальная опера, Вильнюс, 2003 г.).

Неоднократно работал с Карин Сапорта: создал костюмы к мультимедийной постановке «Воины мрака» на сборную музыку с этническими мотивами (Национальный хореографический центр г. Кана, Нормандия, 2002 г.), костюмы и декорации — для музыкальной комедии для семи танцовщиков и двух певцов "Волшебный танец"/"Magic Dancing" (музыка: Плаксель и Мелль/хип-хоп и цыганские мотивы) по мотивам «Золушки» (Национальный хореографический центра г. Кана, театр Жана Вилара г. Сюрена — парижского пригорода, 2003 г.), костюмы и декорации к постановке (создана для российских артистов из г. Ярославля, премьера состоялась в кабаре «Соваж» в Париже и в нормандском Кане, 2003 г.), костюмы и декорации к постановке «Огни мюзик-холла» (музыка Ж.-М. Сенья) по текстам Колетт (Комеди Франсез, театр Старой голубятни, 2004 г.), костюмы и декорации к танцпьесе «Письмо другу в Африку» на музыку Ж.-М. Феррана (Международный фестиваль танца в Картаже, Тунис, 2005 г.), костюмы и маски к танцпьесе «Под взглядом ночи» на музыку песен Ум Кальсум (поставлено для труппы современного танца Каирской оперы, в рамках Каирского фестиваля современного танца, 2006 г.).

Был художником-постановщиком балета «Принц пагод» Б. Бриттена (хореограф-постановщик Бертран д’Ат, Рейнская национальная опера, Страсбург, 2002 г.) и балета «Любовное настроение» на сборную музыку по одноименному фильму (хореограф тот же, Балет Шанхая, 2006 г.). Создал декорации и костюмы к балету «Ундина» Х.В. Хенце (хореограф-постановщик Дэвид Никсон, Рейнская национальная опера, 2006 г.) и балету «Сказка о спящей красавице» на музыку П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Пярта (хореограф тот же, Северный балет, Лидс/ Великобритания, 2007 г.)

Сотрудничал с труппой Национальный балет Кореи (Сеул) — был сценографом и художником по костюмам на постановках балетов «Тщетная предосторожность» (музыка Л.Ф. Герольда, П. Гертеля, постановка Саманты Данстер по мотивам Ж. Доберваля, 2003 г.), «Свадебка» И. Стравинского (хореограф-постановщик Дженг-су Ким, 2003 г.), «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография М. Петипа, А. Горского, постановка Марины Кондратьевой, 2006 г.), «Принц Ходон» на национальную корейскую музыку (хореограф Кук Су-хо, 2009 г.).

Работал с труппой Балет Европы в Марселе: создал костюмы к балету «Петрушка» И. Стравинского (хореограф-постановщик Жан-Шарль Жиль, 2003 г.) и балету «Мирей» на музыку Ш. Гуно и Р. Ле (хореограф тот же, 2004 г., мировая премьера к столетию со дня присуждения Нобелевской премии провансальскому поэту Фредерику Мистралю).

В 2010 г. создал декорации и костюмы к балету «Спящая красавица» П. Чайковского (хореография Кристофера Уилдона по мотивам М.Петипа).

Продолжал также работать в оперном и драматическом театре. Был сценографом и художником по костюмам на постановке комедии «Осел и ручей» А. де Мюссе в Театре-студии/Комеди Франсез (режиссер-постановщик Николя Лормо, 2001 г.). Был художником по костюмам на постановке «Арабско-андалузская Кармен» по опере Ж. Бизе (режиссер-постановщик Оливье Деборд, Французский институт в Марракеше/Марокко, 2001 г.), на постановке оперы «Похищение из Сераля» В.А. Моцарта (режиссер-постановщик тот же, Тоннерр, Фестиваль в Сен-Сере, 2002 г.), оперы «Поворот винта» Б. Бриттена в Опере Анже-Нанта/Франция, (режиссер-постановщик Сандрин Англад, 2002 г.) и др.

В 2010 г. в качестве сценографа и художника по костюмам принимал участие в постановке балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в Голландском национальном балете (Амстердам, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Алексея Ратманского).

В Большом театре дебютировал на постановке балета «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова (хореограф-постановщик Алексей Ратманский).
В 2012 г. стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» — за «Утраченные иллюзии».